Выставка знакомит с этнической культурой, обычаями и традициями представителей тюркских народов (таджиков, узбеков, азербайджанцев, чеченцев, башкир, татар), проживающих на территории Удмуртской Республики.
В экспозицию мы включили также издания по более общим вопросам происхождения, расселении, особенностям жизнедеятельности тюркских народов. Такова, например, коллективная монография «Таджики» (2021) – очередной том издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН многотомной серии «Народы и культуры». Это фундаментальное обобщение исторических, этнографических и антропологических материалов, полученных в последние годы, а также опубликованных ранее. Привлечены данные как российских, так и таджикских научных организаций, характеризующие различные эпохи. Книга содержит богатый иллюстративный материал, являющийся ценным источником информации.
Книга З. И. Хасбулатовой «Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (ХIХ – начало ХХ в.)» дает представление о традициях, обычаях и обрядах, связанных с рождением детей, приобщением их к семейным и общинным коллективам, знакомит со сферой игровой культуры, нормами физического, трудового и нравственного воспитания. По словам автора, «исследование базируется на оригинальных, а порой и уникальных полевых материалах, собранных автором во всех регионах Чечни», которые впервые были введены в научный оборот.
Особое место на выставке занимает книга «История Татарской слободы Ижевска», вышедшая в 2019 г. В ней представлены уникальные материалы из коллекции ижевского краеведа Г. М. Кутузова. Его рукописи рассказывают о жителях старого Ижевска, и конкретно Татарской слободы, об интересных событиях, памятных местах города. Автор отмечает, что татары принимали активное участие в становлении Ижевска как завода, так и города: «В старом Ижевске ценили татар – трезвых и честных работников». В рукописях-воспоминаниях Гаты Мустафеевича отражается быт татар всех сословий в дореволюционном и послереволюционном Ижевске. Читатель найдет ответы на вопросы, как выглядел татарский рабочий класс, как одевались ижевские татары, как отдыхали, в какие игры играли, как в 1930‑е годы проходил татарский национальный праздник «Сабантуй» и мн. др. Данная книга, вышедшая в рамках проекта «ТатарБазарФест», играет значительную роль в популяризации языкового, исторического, этнографического наследия татар Удмуртии.
В экспозиции можно познакомиться с изданиями, которые содержат сведения о священной книге мусульман – Коране, об основных религиозно-правовых нормах, определяющих жизнь верующих и т. д.
Исторически ислам зародился в среде арабов, на Аравийском полуострове, и Коран был написан на арабском языке. Однако за минувшие века он распространился на огромные территории, и его исповедуют многие народы, каждый со своим языком, традициями, обычаями, национальными костюмами и т. д. Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам – государственная религия.
Коллективная монография «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность. Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма» рассматривает не только историю понятия и общетеоретические аспекты концепции «традиционный ислам», но и – что наиболее ценно – его региональный характер в Татарстане, Башкортостане, Крыму. Важным моментом является то, что авторы монографии – разные люди с точки зрения их вовлеченности в рассматриваемую в книге проблематику. Это и профессиональные исследователи, и те, кого они изучают, – активные участники исламского дискурса в России.
Книга «Мусульманка» входит в серию «Духовно-нравственное воспитание», задача которой – показать идеал исламской нравственности как с точки зрения воспитания личности, так и с точки зрения создания высоконравственного общества. В основу книги лег труд современного мусульманского ученого Мухаммада аль-Хашими «Личность мусульманки», при этом авторский материал был переработан и адаптирован для российского читателя. Эта книга о нравственном и достойном поведении, о том, какой должна быть женщина, исповедующая ислам.
Серия книг «Мир современного ислама. Books-in-Brief» знакомит российского читателя с собранием главных изданий Международного института исламской мысли, представленных в кратком изложении. Облегченный вариант позволяет сэкономить время, однако дает читателю реальную возможность составить впечатление о полной версии каждой книги и помогает вникнуть в суть оригинала.
Отдельный раздел выставки посвящен народному искусству тюркских народов Удмуртии.
В книге «Национально-культурное наследие: татары Удмуртии», вышедшей в Казани в 2021 г., представлены материалы о культуре, традициях, повседневном быте, устном народном творчестве татар, проживающих в Балезинском, Глазовском и Юкаменском районах Удмуртии. Авторы издания рассказывают о том, как татары сохраняют свою историю, как народные умельцы стараются украсить жизнь, наполняя ее национальным содержанием и смыслом.
Традиционная одежда издревле, из поколения в поколение являлась проводником народной мудрости. Об этом рассказывает книга А. С. Камалиевой «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор». «Главная мудрость человека, – пишет автор, – заключается в умении жить в гармонии с миром и самим собой. Народный костюм является прекрасным образцом реализации многовекового опыта народа в конкретном предмете декоративно-прикладного творчества». В издании башкирский народный костюм предстает как продукт проектно-художественной деятельности: рассматриваются особенности его конструктивного решения, приемы обеспечения удобства, рациональности, приспособленности к жизненному укладу, климатическим условиям.
По-татарски сказка – экият. Как сокровищница народной мудрости она передается из поколения в поколение, отражает историческую память, раскрывает национальные особенности народа. Будь то сказка про животных, волшебная или бытовая, экият побуждает к размышлению, призывает к честности, порядочности, добру. Первый том многотомного научного свода памятников татарского народного творчества – «Сказки о животных. Волшебные сказки» послужит основательной базой для ознакомления русскоязычных читателей с татарским народным фольклором.