Татары, издавна проживающие на территории современной Удмуртии, по результатам последней переписи составляют третью по численности группу населения республики –110,5 тыс. чел. (около 7%).
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа – нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности, большая – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске.
Еще в XVII в. начала заселяться территория Балезинского района – представители разных народностей пришли сюда почти одновременно в 1620–1670-е гг. С тех пор север Удмуртии – уникальное в этническом и религиозном отношении место, где уже несколько веков проживают рядом татары, удмурты, русские старообрядцы, бесермяне с их сплавом различных верований и традиций.
Духовной столицей для многих татар, родившихся в Удмуртии, было и остается село Кестым Балезинского района. Семейные предания кестымских татар гласят, что еще в царской России и в удмуртских, и в русских деревнях татар-торговцев встречали как дорогих гостей. «Когда удмурт принимал в своем доме татарина, то вел его в хлев выбрать лучшего барашка, а жене повелевал пол в доме мыть – татарин молиться будет». Еще заметнее связь с татарской культурой и исламом у бесермян: по мнению многих исследователей, бесермянский праздник Кырбан имеет мусульманские корни. Недаром для того, чтобы освятить обрядовую кашу, бесермяне приглашали муллу из соседней татарской деревни.
Узнайте больше, обратившись к литературе, представленной на виртуальной книжной выставке «Татары: этнические истоки культурного многообразия».