Летописи – это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории. По наблюдениям отечественных ученых, летописание появилось на Руси вскоре после введения христианства и первыми летописцами стали самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди того времени – священники, монахи. Кроме того, монастыри располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин и преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Поэтому именно на священников возлагалась ответственная и важная работа создания письменных исторических памятников эпохи, в которой они жили.
Летописание развивалось во всех крупных древнерусских городах: Киеве, Новгороде, Пскове, Твери и др., но имена большинства летописцев остались для нас неизвестными. Первым летописцем, чье имя дошло до наших дней, считается преподобный Нестор (ок. 1056–1114), монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет» – самого известного исторического произведения, на котором строятся наши знания о прошлом русского народа.
Достоверных сведений о Несторе-летописце сохранилось очень мало – большинство из них получены из самой «Повести...». Чтобы понять, кем был этот незаурядный древнерусский писатель, какое имел мировоззрение и взгляды, необходимо прежде всего познакомиться с его трудом. «Повесть временных лет» в экспозиции представлена в двух изданиях – издании И. Глазунова «Летопись Нестора со включением поучения Владимира Мономаха» (1893) из серии «Русская библиотека» и современном.
После смерти Нестора его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., и, наконец, игумен Лаврентий, создавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевская летопись»).
Узнать больше о создателях первых русских летописей можно из работ известного знатока книжной культуры Древней Руси А. Г. Глухова – в экспозиции представлены его книги «Русь книжная» (1979), «Русские книжники» (1987) и «Мудрые книжники Древней Руси» (1997). Тема летописания затронута и в труде известного прозаика, журналиста, историка книги конца XIX – нач. XX в. С. Ф. Либровича: в рамках выставки можно познакомиться с репринтным воспроизведением его «Истории книги в России» (2004).
Величественный образ летописца-монаха Пимена, свидетеля переломных событий русской истории, создал в своей исторической драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина: на выставке представлено издание произведения 1965 г. с иллюстрациями Е. Кибрика.
Большую часть экспозиции составили различные издания летописей. В числе представленных образцов несколько книг из серии «Полное собрание русских летописей» (1997–2000). Интерес представляет «Летопись Авраамки» (Т. 16), имеющая четко обозначенного автора. Авраамка (кон. XV в.) – западнорусский книжник, работавший в Смоленске и в 1495 г. составивший свою летописную историю. «Тверская летопись. Рогожский летописец» (Т. 15) состоит из нескольких частей. Текст охватывает события от зарождения Руси до 1412 г., при этом отдельные фрагменты списка опираются на различные источники.
Представлено на выставке и одно из древнейших летописных произведений – «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов», в которой содержатся важные сведения по истории Великого Новгорода и других русских земель, отражен взгляд летописца из вечевой республики на историю соседей.
Украшением выставки служит первый том «Лицевого летописного свода» (2011) – монументального памятника древнерусского книжного искусства. В издании собрано более 17 тысяч цветных миниатюр. Содержание включает в себя библейскую историю, всемирную историю, а также русскую летописную историю (все части с переводом). Представлена самая ранняя историческая и литературная энциклопедия. Воспроизведение страниц древнерусских рукописей дает наглядное представление об оформлении книги того времени.
Большинство знаменитых летописных произведений, дошедших до сегодняшнего дня, можно найти в сборнике «Древнерусские летописи» (Академiа,1936) и хрестоматии «Литература Древней Руси» (1990). Оба издания также представлены в экспозиции. В помощь современному читателю в одном из них дается словарь устаревших терминов.