Ольга Яковлевна Александрова – актриса, режиссер, сценарист, член Союза театральных деятелей РФ, член Творческого союза художников РФ, лауреат многочисленных международных фестивалей, создатель самобытного театра одного актера (подробнее о ней).
Т. В. Зверева «О смерти, судьбе и войне (“Слово о полку Игореве” Ольги Александровой)»
- Спектакль «Слово о полку Игореве» впервые был сыгран почти два десятилетия назад. Тогда, в конце 1990‑х гг., он произвел огромное впечатление на театральную публику, оценившую стремление режиссера возродить этнографический театр. Уже само обращение к древнерусскому языку представлялось смелым и необычным режиссерским ходом. Спектакль был разыгран в одном лице (роль сказительницы исполнена самим режиссером-постановщиком – Ольгой Александровой). <...>
Исполнительница максимально приблизила древнее сказание к сегодняшнему дню. «Абсолютная эпическая дистанция», о которой когда-то писал М. М. Бахтин, полностью преодолена. Так случается, когда дальняя история вдруг (как это всегда бывает в России) превращается в ближнюю – кровоточащую... <...>
Как известно, история о неудачном походе князя Игоря была воспета вещими струнами Баяна. Кто бы ни скрывался за этим таинственным именем, очевидно, что «Слово» – «маскулинный» текст. В спектакле Ольги Александровой оптика текста трансформирована – мужской взгляд уступает место женскому. XII век увиден глазами блаженной странницы. Испокон веков бродили по Руси калики, кликуши и юродивые, неся в себе истинное слово о мире. <...> Именно поэтому обрываются струны Баяна, которые «рокохату славу». Звуковую палитру спектакля определяют женский плач, девичьи причитания, оклики и выклики кликуши. <...>
По ходу действия героиня не раз обретает собственный голос – и тогда зритель слышит нежное, почти хрустальное, пение. (В скобках отметим, что эти вставные эпизоды-песни – настоящее украшение спектакля.) <...> (Источник)
О. Александрова о своем спектакле
- Это мой первый моноспектакль. Всё началось со «Слова...», потому что «Вначале было слово...». Самым важным в работе над этим спектаклем было взглянуть на него не как на хрестоматийный памятник первого литературного произведения, но рассмотреть его с точки зрения современного человека и в то же время осмыслить все происходившие события, как будто ты сам был их участником. Героиня этого спектакля – Странница, которая идет по жизни и по миру и может поведать этому миру свою любовь и боль – то, что она пережила, потому что была свидетельницей тех кровавых событий, которые происходят в гениальной поэме.
Эта поэма часто звучит как призыв к единению, как песнь победе и хвала русским князьям, но для меня было важно разобраться в том, какой ценой досталась эта победа, а досталась она гибелью огромной дружины: «Тогда черна земля подо копыты костьми была посеяна, а кровию польяна».
Конечно, князья прославили свои имена в веках, но дружина вся полегла. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы говорить об этом. Думаю, что в свое время «Слово о полку Игореве» было крамольным, в своем роде даже диссидентским, запрещенным произведением. Не потому ли до сих пор неизвестен гениальный автор поэмы? Может быть, он был убит или сослан сразу после ее написания? Идет Странница по дороге и поет свою песню, ибо ведомо ей то, что другим неизвестно, а в глазах ее боль и мудрость ребенка и старухи.
Возрастное ограничение: 12+.
Цена – 250 р.
Купить билет (в том числе по Пушкинской карте) можно по следующей ссылке.