Участниками форума стали представители общественных организаций и учреждений образования и культуры, в том числе библиотекари из Удмуртской Республики и Республики Коми. Заочное участие в форуме приняли библиотекари Калужской и Мурманской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В преддверии Общероссийского дня библиотек прошло награждение лучших библиотекарей республики, подведены итоги республиканских конкурсов. Победителем впервые проводившегося республиканского конкурса «Библиотекарь года» стала директор Централизованной библиотечной системы г. Воткинска Юлия Николаевна Тулякова. Победу в онлайн-голосовании одержала Любовь Германовна Караваева, библиотекарь I категории Красносельской библиотеки Централизованной библиотечной системы Увинского района. Призы получили также победители ежегодного республиканского конкурса «Лучшая детская библиотека», организованного Республиканской библиотекой для детей и юношества.
Далее прошла пленарная сессия форума, на которой прозвучали доклады, посвященные особенностям процесса социокультурной коммуникации «молодежь – библиотека – молодежь».
На дискуссионной площадке «Что значит быть патриотом отчества» собрались представители учреждений культуры, науки и образования. Обсуждая актуальные вопросы воспитания патриотизма у подрастающего поколения, сохранения исторической памяти России, участники дискуссии высказались, что значит для каждого понятие «патриотизм», поделились мнениями о способах и методах развития патриотического сознания новых поколений, выразили уверенность в успехе сотрудничества библиотек с другими общественными структурами. Было указано на важность сохранения связи времен и поколений в обществе и ответственную роль в этом библиотек и издательств, которые, используя новые подходы и технологии, способны заинтересовать молодежь великой историей своей Родины.
На секции «Литература и молодежь» были рассмотрены современные библиотечные практики продвижения художественной литературы в молодежной среде, в том числе такие формы, как стендап, творческая мастерская писателя, библиотечный подкаст и т. д., возможности использования библиотекарями популярных молодежных феноменов: фанфикшн (фанатское письменное творчество), создание литературных мемов и др.
Участники секции «Волонтерское движение» говорили о том, что такое добровольчество, какие существуют направления волонтерской деятельности, кто такие волонтеры культуры и какие добровольческие проекты в сфере культуры и образования реализуются в настоящее время на территории Удмуртской Республики. Особое место было уделено теме инклюзивного волонтерства, которое направлено, с одной стороны, на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а с другой – на их интеграцию в добровольческую деятельность. Кроме того, в рамках работы секции специалисты Регионального центра организации библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан Национальной библиотеки УР рассказали об особенностях общения с людьми с нарушением зрения и слуха, этике их сопровождения.
На круглом столе «Библиотека и молодежь» коллеги делились интересным и позитивным опытом работы с молодежной аудиторией (взаимодействие со студотрядами и с иностранными студентами, особенности работы с молодежью в специальной библиотеке, выстраивание конструктивного диалога с юношеской аудиторией...). Были освещены проблемные вопросы работы с данной категорией пользователей и обсуждены варианты их решения. В завершение круглого стола практикующий психолог О. В. Бабушкина дала его участникам ценные рекомендации по выстраиванию эффективной коммуникации при взаимодействии с молодыми читателями.
В ходе деловой игры «Целевые аудитории библиотеки» ее участники, разделившись на группы, должны были определить эти целевые аудитории, ранжировать их и создать условный портрет каждой из них.
Ознакомиться с материалами форума