Для литературного фестиваля наши московские гости выбрали к кинопоказу экранизации одноименных рассказов: Кира Булычева – «Можно попросить Нину?» (2021), Леонида Пантелеева – «Честное слово» (2024) и Антона Павловича Чехова – «Размазня» (2024). Нина Ивановна Комарова – директор Творческого объединения «Кинолестница» (включающего в себя киношколу, киностудию и киноклуб) – перед просмотром представила эти фильмы, а поскольку большую часть зрительской аудитории составляли школьники, разговор шел также и об азах кинопроизводства. Нина Ивановна рассказала о типах сценариев – оригинальных и не оригинальных, то есть основанных на литературных произведениях, о том, что разными бывают и сами экранизации. В одном случае постановщик строго следует замыслу писателя и канве его произведения, в другом – расширяет сюжет, а иногда смещает авторские акценты, интерпретируя образы героев до прямо противоположных. Примером этому стали демонстрируемые фильмы. Так, точно следовали литературной основе создатели фильма «Можно попросить Нину?». Рассказ Л. Пантелеева получил в фильме своего рода «приквел», основанный на реальных событиях из семейной истории одного из авторов сценария. Одна только фраза, заканчивающая текст чеховского рассказа, вдохновила постановщика по‑другому взглянуть на персонажа «Размазни», в результате чего исчез мудрый и сильный герой, который учит гувернантку давать в жизни отпор, и «размазней» оказались оба.
Посмотрев фильмы, ребята попробовали ответить, в чем главная идея каждого из них, к каким выразительным средствам для ее раскрытия прибегли создатели. Ну и, надеемся, большинство зрителей захотят почитать те произведения, по которым были сняты короткометражки, потому что, к сожалению, на вопрос ведущей: кто знаком с рассказами Булычева, Пантелеева и Чехова – руки поднимали только люди старшего поколения.
Очень интересно и школьникам, и взрослым было посмотреть «Размазня. Backstage» – небольшой видеорепортаж о процессе съемки фильма (репетиции актеров, работа режиссера, оператора, гримера и т. д.).
Своим первым киноопытом поделился Дмитрий Борисович Скориков. Именитому оперному солисту, объехавшему с гастролями полмира, исполнившему более 200 партий (в том числе и почти во всех операх П. И. Чайковского: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Черевички»), до приглашения в студию «Лестница» приходилось участвовать только в записи оперной киноверсии. По его признанию, труд киноартиста оказался невероятно тяжелым – он требует и правильной концентрации, и максимальной отдачи, и больших энергозатрат. Но навыки, полученные на съемках «Размазни», были очень ценными, и есть удовлетворение от проделанной работы. Роль в фильме Дмитрию Скорикову действительно удалась. И это не только наше зрительское мнение. Как рассказал Дмитрий Борисович, его «главный начальник» – генеральный директор и художественный руководитель театра «Геликон‑опера» Дмитрий Бертман приветствовал его после съемок поднятым большим пальцем!
Короткий, но содержательный «взрослый» разговор с Ниной Комаровой состоялся «в кулуарах». Об интересных моментах съемок, о творческой кухне киностудии, ее жизни, проблемах и перспективах, о планах самой Нины Ивановны как режиссера‑постановщика, которому по душе экранизация «социальной фантастики» (такой как произведения К. Булычева) – в этом жанре она видит большой кинематографический потенциал, широкие возможности для съемок фильмов нравственно-психологической тематики. Надеемся, что этот разговор будет продолжен в будущем. Ждем ТО «Кинолестница» к нам в гости с новыми работами!