Впервые трактат итальянского архитектора позднего Возрождения венецианской школы Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» – крупнейший свод знаний и правил в области классической архитектуры и строительства – вышел в свет в Венеции в 1570 г., а полный перевод всех его четырех книг на русский язык был выпущен только в 1936 г. издательством Всесоюзной академии архитектуры. Перевод выполнил академик И. В. Жолтовский. На выставке можно познакомиться с факсимиле издания 1936 г., которое «по возможности воспроизводит типографское оформление первого венецианского издания 1570 года», а иллюстрации в нем «репродуцированы с экземпляра, принадлежащего И. В. Жолтовскому, с сохранением пометок и приписок, которые, судя по почерку, принадлежат самому Палладио».
На протяжении трехсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату итальянского архитектора Джакомо да Виньола «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). Архитектурный ордер – это порядок, или последовательность, использования элементов в архитектуре определенного стиля, и да Виньола выделяет пять классических ордеров: греческие – дорический, ионический и коринфский и римские – тосканский и композитный. Краткое изложение данной системы содержится в представленном на выставке издании «Архитектурные ордера» (1897), составителем которого выступил французский архитектор и гравер Тьерри.
До сих пор самым полным и основательным трудом по истории русской живописи, скульптуры и архитектуры считается многотомное издание «История русского искусства», у истоков которого стоял русский и советский живописец, искусствовед И. Э. Грабарь. На выставке представлен один из томов исследования – «История архитектуры» (1910), главное внимание в котором уделено зодчеству Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси. Книга включает огромное количество высококачественных иллюстраций в тексте и на отдельных вклейках.
Еще одним фундаментальным изданием является шедевр книжного искусства начала XX в. – семитомный труд архитектора, гражданского инженера, искусствоведа и издателя В. Г. Барановского «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» (1902–1908). В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира в рисунках, фотографиях и чертежах. В экспозиции представлен первый том многотомника – «Архитектура исповеданий» – это «композиции и сооружения, создавшиеся на почве религиозных обрядов и культа усопших». Всего в фонде отдела редких и ценных документов библиотеки хранится пять томов энциклопедии.
Три переиздания выдержал богато иллюстрированный, с многочисленными рисунками в тексте труд русского архитектора и инженера, реставратора и историка архитектуры Н. В. Султанова «Теория архитектурных форм. Каменные формы». В экспозиции представлено второе издание книги 1901 г. Автор исследует связи архитектурных стилей различных эпох, их эволюцию и возможные тенденции развития на начало XX в. В книге отражено историческое развитие элементов как жилых, так и общественных зданий.
Всеобъемлющим по содержанию и насыщенным в иллюстративном плане является «Руководство для проектирования и постройки зданий. Практические сведения по строительному искусству и семь отделов чертежей и проектов зданий» (1912) А. И. Тилинского. Автор данного издания, ставшего в свое время настольной книгой для строителей и домовладельцев, знакомит читателей с новейшими на тот момент правилами и технологиями строительства как отдельных зданий (многоквартирных доходных домов и особняков, промышленных и фабричных строений, общественных и культовых сооружений и т. д.), так и городов в целом. Приводятся обязательные к исполнению постановления Городских дум Петербурга и Москвы, дополненные постановлениями IV Съезда зодчих 1911 г.
Интерес представляет серия иллюстрированных изданий, оформленных в одном стиле и выпущенных типографией А. П. Сухова в 1914 г. Это «Мотивы деревянной архитектуры: веранды, балконы, беседки, детали зданий и украшения» Б. Либольда, «Мотивы деревянных заборов, оград и полисадов» В. Корзанова, «Мотивы садовой архитектуры: садовые павильоны, беседки, кегельбаны, палатки, качели, скамейки, решетки, мостики и т. п.» И. Исселя. Книги дают наглядное представление о том, как выглядели деревянные сооружения в начале XX в.
Одним из самых распространенных технических справочников в СССР до Великой Отечественной войны являлся «Хютте» («Hütte») – многотомный «Справочник для инженеров, техников и студентов», все издания которого, начиная с первого, были подготовлены Академическим союзом Хютте. Переводное издание дополнялось сведениями об отечественных стандартах и материалах, а многие разделы писались заново в соответствии с отечественными требованиями. До революции издание называлось «Справочная книга для инженеров, архитекторов, механиков и студентов». В экспозиции можно познакомиться с одним из выпусков «Справочной книги» за 1902 г.
Среди изданий прошлого, посвященных архитектуре и строительству, нельзя не упомянуть периодические издания. В их ряду – ежегодник «Московский архитектурный мир», издававшийся в 1912–1915 гг. (всего вышло 4 выпуска) и рассказывавший об архитектуре русских столиц и провинции (внутренняя отделка зданий, декоративная живопись и т. д.), а также о прикладном искусстве России. В экспозиции представлен 3‑й выпуск ежегодника за 1914 г.
Отдельные публикации по архитектуре появлялись в ежемесячном журнале «Старые годы», который большое внимание уделял проблемам сохранения памятников искусства и архитектуры России. На выставке можно познакомиться с номерами журнала за январь и февраль 1911 г., содержащими статьи об архитектуре дворянских имений (в частности, усадьбе Надеждино князей Куракиных).
Завершает экспозицию книга д-ра архитектуры, профессора, академика РААСН А. В. Иконникова «Тысяча лет русской архитектуры» (1990). Автор этого масштабного труда, основанного на многолетних исследованиях и размышлениях, рассказывает читателю, «...как на основе архитектурных школ, развивавшихся в русских землях, складывалась единая общерусская архитектура, соединившая в своей внутренней сложности всё многообразие местных истоков», а также анализирует судьбы традиций русского зодчества в современной архитектуре.
Приглашаем на выставку всех желающих.
Вход свободный.