Среди новинок много прекрасно иллюстрированных сказочных изданий.
Современный цех художников-иллюстраторов представителен и разнообразен – много талантливой молодежи приходит на смену своим предшественникам-корифеям. Но картинка в книжке, которую ты читал в ранние годы, не забывается никогда, и как старого знакомого встречаем мы новое издание, оформленное теми самыми иллюстрациями, памятными с детства. Такова в первую очередь книга сказок А. С. Пушкина (С.‑Пб. ; М. : Речь, 2022) с рисунками «главного детского художника СССР» Бориса Александровича Дехтерёва (1908–1993), который более 30 лет возглавлял художественную редакцию издательства «Детская литература». Над рисунками к сказкам Пушкина художник работал всю свою творческую жизнь, а его первые работы относятся к 40‑м годам прошлого века. Включенные в новое издание иллюстрации датируются 1949–1957 гг. и публикуются впервые собранными вместе.
Следующая книга – «В некотором царстве, в некотором государстве» (М. : Изд. дом Мещерякова, 2022) – дарит нам встречу с другим легендарным художником. С начала XX в. слава лучшего иллюстратора русских народных сказок закрепилась за Иваном Яковлевичем Билибиным (1876–1942). Новое издание – это «...попытка дать вторую жизнь его рисункам, которые уже больше столетия издаются в неизменном виде. Это не просто другое осмысление “русского стиля” начала XX века, но и дань уважения идеальному художнику книги, одному из тех, кто возродил интерес к народной культуре».
Широкий простор фантазии художника дают неповторимые сказы Павла Бажова. Новое их издание – «Медной горы Хозяйка» (СПб. ; М. : Речь, 2021) оформил художник-мультипликатор, художник-постановщик, живописец и скульптор Вячеслав Михайлович Назарук (1941–2023). Его имя знакомо нам по таким популярным мультфильмам, как «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка», серия про кота Леопольда и др. Несколько лет посвятил Вячеслав Назарук иллюстрированию самых известных сказов Бажова. Всю красоту уральской земли, невероятное богатство уральских гор с любовью и глубоким знанием природы камня передал художник в своих работах, украсивших книгу.
«Байкала-озера сказки» (С.‑Пб. ; М. : Речь, 2021) – «...сборник самобытного сибирского фольклора. Основу сборника составляют бурятские, эвенкийские и тофаларские сказки – народов, живущих в непосредственной близости к Байалу. Сказки выразительные, с ярким национальным колоритом, житейской мудростью». А ощутить этот неповторимый самобытный колорит помогают рисунки известных художников-иллюстраторов, чья книжная графика публикуется под общей подписью Г. А. В. Траугот. Георгий Николаевич Траугот и его сыновья Александр и Валерий «...начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 г. Первые книги художники иллюстрировали втроем – отец и братья. <...> Рисунки подписывали соответственно тремя инициалами: Г. А. В. <...> После трагической гибели Г. Н. Траугота в 1961 г. его сыновья, подразумевая развитие традиции, следуя выработанной вместе с отцом стилистике, тем самым словно работали с ним вместе, поэтому оставили его имя в общей подписи» (Википедия).
Под общим именем Кукрыниксы широко известен другой творческий коллектив художников-графиков и живописцев – это Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000). «Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле» (Википедия). Не случайно поэтому, что художники обратились к одному из самых известных произведений писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города». «Впервые их иллюстрации к роману были изданы в 1939 г.; позднее, в 1981 г., художники переработали этот цикл, расширив его и сделав иллюстрации цветными». Данные иллюстрации вошли в новое издание романа (С.‑Пб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2022).
Еще одно легендарное имя – выдающегося художника, мастера исторической живописи Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933). Его работы, посвященные древней Москве и собранные из разных музеев России, легли в основу художественного альбома с комментариями известной детской писательницы и искусствоведа Лидии Степановны Кудрявцевой (М. : Проспект, 2022). В своих картинах Васнецов воссоздает облик прошлого и ушедшую архитектуру Москвы (как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были одежда и занятия), а комментарий искусствоведа превращает книгу в увлекательное историческое путешествие.