Что означает выражение «с огоньком»? Фразеологический словарь русского литературного языка А. И. Федорова поясняет: «...с интересом, с увлечением, с подъемом (что-либо делать)». Жить вдохновенно, увлеченно, с душой и энтузиазмом мы предлагаем с легендарным журналом «Огонек», который в апреле этого года отмечает свой вековой юбилей!
Но ведь на выставке можно увидеть отдельные номера за 1914‑й, за 1916‑й годы... А это больше 100 лет – посомневаетесь вы. Действительно, с историей журнала не всё так просто и однозначно – об этом мы подробно писали в нашей публикации о предыдущей выставке – посвященной 95‑летию «Огонька» (см. на сайте «Книжные памятники Удмуртии»). Что касается 100‑летнего юбилея современного издания, поясним, что началом его «биографии» считается 1923 г., когда он был вновь возрожден после революции.
На нашей выставке представлены, как мы уже говорили, отдельные выпуски «Огонька» за 1914 и 1916 гг. и подшивки журнала за 1928, 1934, 1945, 1950, 1960, 1970, 1980, 1990, 2010–2013 гг., хранящиеся в фонде библиотеки. Экспозиция позволит вам наглядно проследить эволюцию этого уникального в своем роде общественно-политического и литературно-художественного иллюстрированного издания, пережившего эпоху Российской империи и советский период, все революции и войны ХХ века, но оставшегося востребованным и читаемым до настоящего времени. А пока познакомьтесь с некоторыми интересными фактами из истории журнала.
- Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 г. как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С. М. Проппер. С 1902 г. «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 000 экз. В 1918 г. выпуск журнала был прекращен.
- В 1923 г. стараниями советского писателя и журналиста Михаила Кольцова журнал «Огонек» возродился. Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, но с некоторой долей консерватизма и официоза, иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов, одним из которых стал кроссворд. Первый выпуск возрожденного журнала увидел свет 1 апреля, а к концу 1923 г. тираж журнала составил 42 000 экз. Через год эта цифра выросла до 125 тыс., а в 1925 г. достигла полумиллиона.
- В 1925 г. начинают выходить небольшие художественные и публицистические брошюры серии «Библиотека “Огонек”». Эта практика продолжалась вплоть до 1991 г. На выставке представлены четыре книжки серии: мемуары Д. В. Давыдова «О партизанской войне» (1942), сборник стихов В. А. Солоухина «Колодец» (1959), сборник рассказов А. В. Кузнецова «Августовский день» (1962), сборник стихов А. А. Вознесенского «Россiя. Poesia» (1991).
- В 1928 г. журнал «Огонек» впервые предложил своим читателям игру под названием «Викторина», определив ее как «летучую ревизию умственных складов, переучет кладовых памяти» (подробнее см. в нашей публикации «Книжная выставка-викторина “Загадки из старого журнала”»).
- После ареста Кольцова в 1938 г. и до 1945 г. журнал возглавлял писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев». Карикатуры первых недель войны сменили фото с передовой: знаменитая «Атака» Дмитрия Бальтерманца, репортажи с фронта... А 13 мая 1945 г. «Огонек» публикует снимок, который облетит весь мир и станет символом Победы – «Красное знамя над Рейхстагом» (пока в черно-белом варианте). В эти годы журнал выходил под эгидой газеты «Правда».
- Много сил журналу отдал советский поэт Алексей Сурков, автор знаменитой песни «В землянке», возглавивший издание после Е. Петрова. Фирменным стилем «Огонька» стал портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда...). Обязательные элементы журнала тех лет – рассказ и стихи, иногда детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелись так называемые «вкладки» – цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой и отечественной живописи.
- В период 1953–1986 гг. на посту главного редактора был писатель, драматург, поэт-песенник Александр Софронов. При нем журнал позиционировался как издание для «стабильной жизни» и обзавелся собственной библиотекой.
- В 1986–1991 гг. «Огоньком» руководил Виталий Коротич. Журнал приобрел общественно-политическую направленность, популярным жанром стали острые критические статьи и разоблачения, обнародование «белых пятен» истории и архивных материалов под грифом «Секретно» и т. д. Тираж журнала при В. Коротиче вырос в три раза – с 1,5 до 4,5 млн.
- Ребрендинг «Огонька» 1995 г. приблизил журнал к стандартам западных иллюстрированных изданий как по объему и информационной насыщенности, так и по использованию всех полиграфических приемов.
- Следующая реорганизация журнала была в 2004–2005 гг. Специально для обновленного «Огонька» была заказана и разработана новая шрифтовая гарнитура. Весь «перезапуск» был осуществлен, что называется, в режиме реального времени: корректировка макета и рубрик проходила без остановки выпуска самого журнала.
- В 2009 г. «Огонек» был куплен издательским домом «Коммерсантъ» и испытал очередное перерождение. Изменились шрифт, рубрикация журнала, оформление и расположение «фото недели». Журнал начал выпускаться в своем классическом «увеличенном» формате. Появились новые рубрики и суперрубрики. Добавилась рубрика «Интернет» и «Рейтинг» (10 самых). 21 декабря 2020 г. «Коммерсантъ» заявил о прекращении публикации печатной версии журнала.
- По данным редакции, за период с 1899 по 2020 г. вышло 5724 номера «Огонька», периодичность выхода журнала в свет варьировалась от 4 до 52 номеров в год.
Приглашаем на выставку всех желающих.
Вход свободный.