Мы приурочили нашу выставку к 115‑летию открытия Ижевской женской гимназии, которое отмечалось 11 ноября. Экспозицию составили издания из коллекций редких и ценных документов по вопросам развития женского воспитания и обучения в стране в целом и нашем регионе в частности (это статистические и аналитические материалы конца XIX – начала XX в.). Особенно интересен раздел, в который вошли книги, некогда принадлежавшие библиотеке Ижевской женской гимназии, – по ним учились, их читали наши пра- и прапрабабушки.
В ряду изданий первого раздела представлены исследования, выходившие в начале прошлого века в серии «Педагогическая академия в очерках и монографиях. (Воспитание в семье и школе)»:
- «Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II» (1910), принадлежащий перу известного историка и педагога прошлого С. А. Князькова (в соавт. с Н. И. Сербовым), посвящен развитию системы образовательных учреждений для самых широких слоев населения; в главе «Школа в царствование Екатерины II» отдельно рассматривается вопрос женского образования;
- в очерке Н. В. Чехова «Народное образование в России с 60‑х годов XIX века» (1912) подробно описываются разные виды школ (земские, городские, особых типов, церковно-приходские и др.), дается анализ состояния народного образования в начале ХХ в., отдельные страницы посвящены всеобщему обучению, в том числе обучению женщин.
Основные факты из истории женского образования представлены в подробных тематических статьях энциклопедий. Это 22‑й том известнейшего «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1894) и 25‑й том первого издания «Большой советской энциклопедии» (1932); развитию школьного образования на Руси, включая факты о начале и развитии женского обучения, посвящена глава исторического, VIII тома «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний» (1912), выходившей под эгидой Харьковского общества распространения в народе грамотности.
Во втором разделе, посвященном развитию образования, в том числе и женского, в нашем регионе, можно познакомиться со следующими изданиями.
- Один из интереснейших экспонатов выставки – сборник «К двадцатипятилетию Глазовской женской гимназии. 1876–1901» (Вятка, 1902), изданный Глазовским уездным земством. Он включает в себя не только массу сведений о самой гимназии, но и страницы истории женского образования в России в целом, факты о состоянии женского образования в г. Глазове до открытия женской прогимназии.
- В «Отчете о состоянии Сарапульской женской гимназии за 1885 год» (1886) можно найти статистические сведения об учащихся, информацию о гимназической библиотеке, в т. ч. и о состоянии учебных пособий, анализ деятельности попечительского совета гимназии, а также ученические ведомости и даже сводку происшествий.
- Разнообразные сведения можно почерпнуть из «Отчетов о состоянии начальных народных училищ Сарапульского уезда Вятской губернии» (за 1897–1898‑й и 1899–1900‑й учебные годы). Так, из первого мы узнаем, что большинство школ были «смешанные, мужских училищ всего 14, женских 10». Далее следует информация об училищных помещениях, учебных пособиях, предметах преподавания и преподавательском составе, а также о том, какие предметы преподавались конкретно для девочек, какова была успеваемость по тем или иным предметам и что входило в программу обучения по той или иной дисциплине. Примечательно, что в Ижевском заводе на то время существовало 3 женских начальных народных училища и 3 мужских, а также, кроме смешанных и иных школ, Ижевское земское общественное женское и Ижевское земское общественное мужское училища.
- В сборнике, включающем выписки из постановлений Сарапульского уездного земского собрания 45‑й очередной сессии 1911 г. и сметы расходов по народному образованию (Чистополь ; Сарапул, 1912), можно найти информацию о том, какие средства выделялись на содержание Ижевской женской гимназии (как и все средние женские учебные заведения, она существовала в основном на средства земства).
В этом же разделе представлены: «Народное образование в Глазовском уезде со времени введения земских учреждений по 1901 год по данным текущей статистики» (Вятка, 1903); «Проект Устава общества распространения среднего женского образования, предполагаемого к открытию в селе Кудымкар Соликамского уезда» (Сарапул : типография Н. Е. Ончукова, 1909); «Сборник материалов по введению всеобщего обучения в Глазовском уезде» (Вятка,1911); «Школьная сеть Глазовского уезда Вятской Губернии» (Глазов, 1911); «Сборник отчетов о состоянии народных училищ ведомства Министерства народного просвещения за 1915 год по всем инспекторским районам Вятской губернии» (Вятка, 1916).
Первое среднее женское учебное заведение в Ижевске появилось гораздо позже, чем в Сарапуле и Глазове – Сарапульская и Глазовская женские гимназии были основаны в 70‑е годы XIX в. Ижевская женская гимназия (первоначально прогимназия) открыла свои двери 11 ноября 1907 г. благодаря настоятельным просьбам жителей Ижевского завода. Отметим, что в южном – двухэтажном полукаменном корпусе гимназии, построенном в 1911 г. по проекту Я. П. Максимовича в соавторстве с И. А. Чарушиным (в настоящее время это здание по ул. Свердлова, 28), в феврале 1918 г. разместилась Центральная городская библиотека, преемницей которой является Национальная библиотека УР.
При гимназии была организована обширная библиотека, которая к 1917 г. насчитывала более 7,5 тыс. томов книг и учебных пособий. Небольшая часть этих изданий дошла до наших дней. На выставке можно познакомиться с некоторыми экземплярами, отмеченными владельческим знаком библиотеки Ижевской женской гимназии, которые дают определенное представление о круге чтения гимназисток прошлого. Среди книг – художественная и научно-популярная литература по разным областям знания, издания по педагогике – ведь одной из основных задач гимназии была подготовка преподавательниц для начальных училищ и народных школ.