В России система летоисчисления и календарь менялись не раз. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке утвердился юлианский календарь, и поскольку новая религия была заимствована из Византии, летоисчисление велось по константинопольской эре – «от сотворения мира». Указом Петра I в 1700 г. в России было введено новое, европейское летоисчисление – «от Рождества Христова», а календарь – вплоть до 1918 г. – использовался юлианский. Это было связано прежде всего с тем, что православие в Российской империи являлось государственной религией, а православная церковь отрицательно относилась к григорианскому календарю, принятому на тот момент в большинстве стран мира.
Однако разница в календарях создавала неудобства в международных отношениях. И вот 24 января (по ст. ст.) 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении западноевропейского, григорианского, календаря – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Накануне, 23 января, специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.
Еще несколько фактов.
- Ввести новый календарь было решено по истечении января 1918 г. Совнарком постановил считать первым днем после 31 января не 1 февраля, а 14 февраля. Таким образом, февраль 1918‑го в России стал самым коротким месяцем не только в отечественной, но и мировой истории.
- До 1 июля 1918 г. во всех документах нужно было указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 г. – только число по григорианскому календарю. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому – «новым стилем».
- Разница между старым и новым стилями составляет: 11 суток для XVIII в., 12 суток для XIX в., 13 суток для XX и XXI вв., 14 суток для XXII в.
- Русская Православная церковь, сохраняя традиции, до сего дня живет по юлианскому календарю.
На выставке можно познакомиться с редкими экземплярами печатной календарной продукции конца XIX – начала XX в., такими как
- «Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год» (Вятка : Издание Губернского Статистического комитета, 1895);
- «Русский сельский календарь. 1904. С полезными сведениями для хлебопашцев, огородников, садоводов и пчеловодов» (М. : Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1903);
- «Удмурт кылын календарь = Календарь для вотяков: на 1907 год» (Казань : Центральная типография, 1906) (на удмуртском языке);
- Н. Н. Блинов «Город Сарапул. Календарь. Обозрение города. Общественная жизнь. Адрес-календарь» (Сарапул : Типо-литография И. М. Колчина, 1911);
- «Общеполезный календарь на 1916 год» (М. : Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1915).
Названные издания имеют справочный характер и включают, помимо собственно календарных страниц, много другой полезной информации: списки и алфавитные указатели лиц, служащих в различных ведомствах на той или иной территории; информацию о работе учреждений (почты, железных дорог, судов, министерств, школ и др.); указатели ярмарок; статистические очерки; хроники знаменательных событий и общественной жизни; исторические и этнографические очерки; полезные сведения для аграриев; советы по лечению различных заболеваний; объявления и мн. др.
Уникальным явлением русской культуры является народный календарь. Он складывался постепенно, в течение многих столетий, передаваясь из поколения в поколение. В нем нашли свое отражение многовековой практический опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.
Большое влияние на народный календарь оказало христианство. Наложение церковного месяцеслова на народный календарь способствовало появлению народного месяцеслова. Каждый из 365 дней в году был посвящен какому-либо святому, ангелу или важному эпизоду из Библии, которым, в соответствии с дохристианским мировоззрением, приписывались особые качества и функции покровителей крестьянского труда и быта.
На выставке представлены образцы современных изданий народных и православных календарей:
- Б. В. Рыбаков «Народный календарь: народные приметы, пословицы, поговорки»;
- Л. С. Хренов «Народные приметы и календарь»;
- «Времена года: православный народный календарь (праздники, жития, приметы, обычаи, обряды, молитвослов)»;
- «Русский народный календарь».
Своеобразным зеркалом, отражающим историю страны, являются календари, выпущенные на рубеже 30–40‑х годов ХХ в.:
- «Календарь антирелигиозника на 1939 год»;
- «Страна социализма: календарь на 1940 год».
Тематические книги-календари могут быть посвящены юбилейным датам. Таково издание «Михаил Иванович Глинка» (Л., 1954), приуроченное к 150‑летию со дня рождения композитора и выполненное в форме календаря на 1954 год. В нем отмечены наиболее значительные события творческой биографии Глинки, освещается посмертная судьба его наследия, приведены высказывания крупнейших деятелей отечественной культуры о нем и его произведениях, отражено многообразие связей композитора с художниками и артистами, влияние его творчества на отечественное и зарубежное искусство. Книга-календарь богато иллюстрирована.
Широкой читательской аудитории адресована серия настольных календарей «Круг чтения». Издание носит просветительский характер и знакомит с историей книг, жизнью и творчеством писателей-юбиляров, произведениями отечественных и зарубежных авторов. На выставке представлен альманах-ежегодник на 1989 год.
Отдельный интерес представляет такой вид печатной продукции, как карманные календари, которые отличаются тематическим разнообразием. Коллекционирование таких календариков (увлечение это называется филотаймией, или календаристикой) было необычайно популярно в нашей стране, и в 80‑е гг. прошлого века карманные календари начинают печатать специально для коллекционеров, расширяя их тематику на все вкусы.
Экспонатами нашей выставки стали карманные календари советского периода из собрания ижевского коллекционера Ф. Ф. Аминовой. Это серии «Автомобили с маркой ГАЗ», «Отечественные автомобили», а также календари, посвященные истории автомобилестроения – начиная с паровой тележки Ньютона 1680 г. и заканчивая «Фиатом» 1899 г.
Приглашаем на выставку всех желающих.
Вход свободный.