Ведущая – заведующая отделом литературы по искусству Национальной библиотеки УР Елена Владимировна Стерхова.
С приветствием к собравшимся обратилась заместитель министра национальной политики УР Ольга Викторовна Царегородцева. Отметив большую роль литературы и искусства в развитии национального самосознания, укреплении межэтнических связей, она высоко оценила мероприятия, посвященные диалогу культур через книгу, которые проводит Национальная библиотека УР в партнерстве с национально-культурными объединениями республики.
Во вступительном слове заместитель директора НБ УР Ирина Владимировна Крашенинникова поблагодарила БУ УР «Дом Дружбы народов» (методист Елена Борисовна Костенкова) и Общинный центр еврейской культуры УР (председатель правления Марк Эльевич Гольдин), с которыми библиотеку связывает многолетнее сотрудничество, за предоставленную возможность проводить мероприятия библиотеки в период ее реконструкции в прекрасных помещениях Дома дружбы народов и на других площадках города.
Встреча в Литературной гостиной началась с демонстрации видеоклипа режиссера Владимира Стрелкова «Artist Arkady Livshits» на тему цикла работ Аркадия Лившица «12 колен Израилевых» (составление и вступительная статья Г. Подольской), – первой из книг, полученных Национальной библиотекой в дар от авторов. Представила издание его редактор и дизайнер – сотрудник НБ УР Ирина Геннадьевна Абугова.
Согласно традиции, израильский народ образовали племена, которые в библейских текстах названы именами двенадцати сыновей Иакова. Тема благословения патриархом своих сыновей – одна из классических в живописи, начиная с предренессансного периода. В прошлом веке образы Двенадцати колен нашли свое отражение в тематических композициях и в медальерном искусстве Сальвадора Дали, в витражах Марка Шагала. Масштабную разработку эта тема получила и в новейшее время – в пластическом искусстве израильских художников – репатриантов из восточно-европейской диаспоры (монументальная фреска Льва Сыркина в лекционном зале Бар-Иланского университета; арочные работы в технике левкаса Эдуарда Гроссмана, находящиеся сейчас в одной из синагог Франции). Серия работ Аркадия Израилевича Лившица открывает новую грань прочтения нестареющего танахического сюжета. Его живописные аллегории во многом вдохновлены и шагаловскими витражами «12 колен Израилевых» в Иерусалиме, 50-летию установки которых в синагоге медицинского центра «Хадасса» посвящается это издание.
Шагаловским памятным датам – 50-летию витражей Мастера и его 125-летнему юбилею – посвящен и сборник «Шагал и Израиль. Жизнь. Творчество. Наследие» (под редакцией Г. Подольской). В издание входят искусствоведческие и литературоведческие материалы, озвученные на Первых Шагаловских чтениях в Иерусалиме (январь, 2012 г.), публицистика, эссеистика, фрагменты современных драматических и стихотворных произведений на тему жизни и творчества Шагала, «живая речь» самого мастера – тексты его статей и выступлений о земле Сиона и редкие архивные фото, запечатлевшие пребывание художника в Израиле (в 2011 г. отмечалось 80-летие первого посещения Шагалом Эрец Исраэль), а также большой блок репродукций – 70 работ израильских художников, членов Объединения профессиональных художников Израиля. Эти работы, ставшие творческим осмыслением наследия выдающегося мастера ХХ века в живописи и скульптуре, демонстрировались на выставках «По следам Шагала» и «Диалог с Шагалом», проходивших в Израиле в рамках фестивалей искусств и других культурных мероприятий в 2011–2012 гг.
Третья книга, на обложке которой значится: Галина Подольская. Диптих судеб. Аарон Априль. Эпоха в рисунках современника – равноправно объединила в себе художественное слово и графику. Роман Г. Подольской, впервые опубликованный в 2009 г. (Иерусалим ; М. : Э.РА ; Летний сад), в новом издании стал своего рода триптихом – третью его «часть» составила впервые публикуемая серия графических работ Аарона Исааковича Априля, художника поколения шестидесятников, ныне – действительного (зарубежного) члена Российской академии художеств. «Портрет эпохи», изображенный современником персонажей романа, представлен в пейзажах, жанровых и тематических композициях, этюдах с натуры.
«Все три книги, – отметила в заключение обзора И. Г. Абугова, – вышли в иерусалимском издательстве “Скопус” – издатель Зинаида Палванова – поэт, автор более десятка сборников, выходивших в России и Израиле, и – что примечательно – в свое время один из постоянных переводчиков лирики Флора Васильева. В 2014-м, в год 80-летия удмуртского поэта, Зинаида Яковлевна тоже отметит свой юбилей, к которому приурочивается выход в одном из московских издательств нового сборника ее стихов. Будем надеяться, что и эта книга попадет в фонд нашей библиотеки и станет добрым поводом очередной встречи в Литературной гостиной».
С разрешения авторов презентуемых книг в НБ УР были изготовлены комплекты дисков с электронными версиями израильских изданий, которые И. Г. Абугова передала в дар библиотекам Института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета и Общинного центра еврейской культуры УР.
Доцент кафедры истории культуры и искусств Института искусств и дизайна УдГу, кандидат исторических наук Лариса Ивановна Липина в своем выступлении сказала: «Очевидно, что презентуемые сегодня издания не состоялись бы, если бы не была задействована энергия одной личности – искусствоведа и писателя Галины Геннадьевны Подольской. А еще их объединяет любовь к современному искусству – ведь без любви, по словам Марка Шагала, не бывает ни искусства, ни творчества, ни жизни. Отрадно, что в наше быстротекущее виртуально-полимерное время выходят реальные – великолепно сделанные и отпечатанные книги. Тем более замечательно, что они попадают в наши библиотеки и становятся достоянием общественности. Хотелось бы коротко поделиться своим мнением о них.
Впечатляют удивительно лаконичны и логичные, философско-самобытные работы Аркадия Лившица. Выразительность их – в необычайно сильной технике мастера, его энергичном мазке, пастозном и местами экспрессивном, в яркости цветовых сочетаний. Тот цветовой контраст, который использует Лившиц, это самый живописный из всех контрастов – теплого и холодного, который специалисты-цветоведы называют “музыкой небесных сфер”. Думаю, что колоритные и яркие образы еврейского эпоса, лежащие в основе цикла работ “12 колен Израилевых” не оставят равнодушными ни художников, ни широкий круг ценителей искусства.
Вечно актуальный Марк Шагал предстает в книге-диалоге, который ведут с маэстро авторы и художники нашего времени. И это даже не диалог, а активнейший разговор: создается впечатление – и это дорогого стоит, – что мастер всё еще жив и находится среди нас, и с ним хочется разговаривать и творчески сотрудничать. Книгу можно сравнить с праздничным пирогом, на который Марк Захарович позвал всех в честь своего 125-летия, и все пришли к нему на праздник. А фотографии, открытки, живописные “подарки” с этого праздника соединились и составили книгу, которая называется “Шагал и Израиль”.
Роман Г. Подольской “Диптих судеб” замечательно написан и чудесно иллюстрирован. Обозначенные как приложение, впервые публикующиеся рисунки Аарона Априля – документальные карандашные наброски, в которых, по словам писательницы, “линия без лжи”, – отлично вписаны в канву повествования. Добавлю лишь, что эта линия (которую лично я люблю больше всего) – живая и вместе с тем вдумчивая, почти философская. Такую линию высоко ценят все художники, потому что благодаря ей демонстрируется высокое мастерство и знание природы вещей, то есть мудрость жизни».
Присутствующая на мероприятии заместитель директора Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, искусствовед, член Союза художников РФ Валентина Оскаровна Гартиг заметила, что одна из работ Аарона Априля (пейзаж «Пристань Колпашево на Оби») еще с начала 60-х гг. прошлого века находится в фонде музея (в то время Краеведческого). Сведений об авторе, как это нередко было с эмигрировавшими художниками, долгие десятилетия специалисты музея не имели. Вероятнее всего, и сам художник не знает, что его работа находится теперь в далеком Ижевске.
Свое мнение о презентуемых изданиях высказали также председатель Союза художников УР Константин Феликсович Резницкий и председатель правления Общинного центра еврейской культуры УР Марк Эльевич Гольдин.
Мероприятие сопровождала книжно-графическая экспозиция «“Ты краски дал, что стали мне судьбою... ” (М. Шагал)», состоящая из трех разделов: «Израиль – к 125-летию Марка Шагала», «Аарон Априль: царство цвета», «Аркадий Лившиц: длиннофокусная оптика живописи».