Представляя новый сборник – в него вошло около сорока произведений – «всё самое известное плюс всё новое, что написано в последние годы», – Денис отметил, что, во‑первых, очень доволен работой издательства. Книга оформлена и сверстана исключительно точно по пожеланиям автора и его видению расположению текста. «Уключина» – это прежде всего проза, хотя проза с поэзией, по собственному признанию автора, не имеют у него заметных границ (вот почему писатель не считает корректным, когда его называют прозаиком и поэтом). Его «...прозе свойственна особая органика, визуальная форма: заглавные буквы здесь отсутствуют, пунктуация упрощена, а текст расположен определенным образом на пространстве страницы – так отсекается лишнее, текст наполняется воздухом и каждое слово становится акцентированным» – читаем мы в аннотации на обложке издания.
Денис прочел несколько коротких текстов из новой книги. Впрочем, краткость – это принципиальная установка автора и его убеждение в том, что словесное творчество тяготеет к молитве, во всяком случае должно приближаться к ней, а молитва не бывает длинной. Эта лаконичность, как могли убедиться слушатели, была свойственна и ранним текстам Дениса (он прочел рассказ, с которым стал победителем на конкурсе «Дебют» 2001‑го года).
А уверенность в том, что станет писателем, к Денису пришла еще в старших классах школы. Это его призвание и самое любимое дело в жизни по настоящее время, хотя – по потраченному времени – писательство и оказывается на последнем месте из‑за участия в других проектах – работе в кино и театре.
Вниманию участников встречи были представлены отрывки из фильмов, снятых по сценариям Дениса Осокина, – фильмов, с которыми любители авторского кино уже хорошо знакомы. Это прежде всего совместные с режиссером Алексеем Федорченко работы «Овсянки», «Небесные жены луговых мари» и «Ангелы революции». Зрители с удовольствием вспомнили знакомые кадры, послушали подробный комментарий Дениса о съемках: что в картинах было воплощено в соответствии с литературной основой, а что явилось чужеродным, «продавленным» продюсерским решением.
В свое время, будучи студентом Казанского университета и изучая фольклор, Денис Осокин примерял на себя карьеру ученого, но оказалось, что ему ближе творчество – художественный, а не научный метод. Однако приобретенные знания и интерес к народному слову наверняка сыграли свою роль. География его произведений широка, а картина мира пестра и многоязыка. В диалоге с писателем участники встречи отметили его явный интерес к финно‑угорскому миру, с чем Денис, безусловно, согласен. Его привлекает особая сакральность финно‑угров, растворенная в ней универсальность, «всемирность».
Своих единомышленников в этом интересе Денис нашел и в Удмуртии. В этом году в музее «Лудорвай» состоялся основанный на полевых материалах экспедиций в удмуртские деревни спектакль‑променад «Лулву = Живая вода», поставленный режиссером Андреем Опариным (он присутствовал на прошедшей встрече) по сценарию Дениса Осокина. «Во время работы над сценарием у меня родился рассказ “Крапивник”, – написал Денис на своей страничке в ВК, – который вошел в променад от первого до последнего слова». «Живой» спектакль будут показывать в музее не часто, зато, записанный на аудио, он доступен экскурсантам через наушники в любой день – как элемент экскурсии по ландшафтным и архитектурным экспозициям музея.
В завершение встречи Денис Осокин передал экземпляр своей новой книги в фонд Национальной библиотеки УР – уже скоро она будет доступна нашим читателям.