Начало становления жанра отечественной детской книжной иллюстрации принято относить к 1872 г. – году выхода в свет книги русского писателя и ученого Николая Петровича Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки». Этот сборник философских сказок-притч был написан под влиянием изданного в середине 1860‑х гг. и имевшего шумный успех в России Полного собрания сказок Г. Х. Андерсена. Рисунки к «Сказкам Кота-Мурлыки» создали знаменитые художники своей эпохи – М. И. Зичи, М. П. Клодт, А. И. Куинджи, И. И. Шишкин и др. Это издание «легализовало» детскую иллюстрацию как предмет серьезного творчества больших художников.
Ведущими иллюстраторами детской книги в России конца XIX – первой половины XX в. были не менее прославленные художники: Е. М. Бём, А. И. Бенуа, И. Я. Билибин, В. И. Нарбут, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов и мн. др. На выставке представлены издания, включающие шедевры названных мастеров, а также материалы, посвященные их жизни и творчеству.
- Русская художница и иллюстратор Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) много сотрудничала с книжными издательствами, иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка», создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), знаменитую «Азбуку» (1913–1914). В начале XX в. она открыла для себя новый вид печатной графики – оригинальные открытки, которые выходили под ее именем большими для своего времени тиражами и неоднократно переиздавались. В 1910‑е гг. Е. М. Бём сотрудничала с издательством М. О. Вольфа в работе над серией «Моя первая книга...». На выставке представлено одно из изданий этой серии – «Моя первая книга стихов» (1912), обложка которого оформлена Елизаветой Бём (иллюстрации внутри книги принадлежат мастеру графики Николаю Николаевичу Герардову). Книга из коллекции «Библиотека им. А. Ф. Дерябина». (Подробнее о «Моей первой книге стихов» читайте также в нашем библиотечном блоге «Край удмуртский».)
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – художник и историк искусства, основатель художественного объединения «Мир искусства» – в 1904 г. выпустил в свет «Азбуку в картинах»*. Это едва ли не единственная его крупная работа для детей, но и одна из самых знаменитых. Изысканная графика Бенуа до сих пор является непревзойденным образцом книжной иллюстрации: каждая страница «Азбуки» – удивительный, завораживающий, сказочный мир. На выставке представлено факсимиле этой книги издания 1904 г.
- Широко известны иллюстрации другого мирискусника – Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), погружающие зрителя в волшебную атмосферу русских сказок и былин, отечественной старины. Отличающиеся яркой красочностью, продуманностью деталей, безукоризненно четкими линиями, его рисунки навсегда вошли в золотой фонд детской книги. На выставке иллюстрации Ивана Билибина представлены в оригинальном издании 1904 г. «Былины. Вольга».
- Среди лучших художников, работавших для детей в предреволюционное время, был и Георгий (Егор) Иванович Нарбут (1885–1920) – русский и украинский художник-график и иллюстратор, также член объединения «Мир искусства». С изобразительной манерой Нарбута можно познакомиться, пролистав детские книги, выпущенные в 1909–1914 гг. известным московским издателем И. Н. Кнебелем. На выставке представлено факсимильное воспроизведение семи книжек с иллюстрациями Нарбута: «Деревянный орел», «Пляши, Матвей, не жалей лаптей!», «Сказки. Теремок. Мизгирь», «Как мыши кота хоронили», «Басни Крылова» и знаменитый «Соловей» Г. Х. Андерсена.
- Детские книги, оформленные в 20-х гг. Владимиром Васильевичем Лебедевым (1891–1967) – замечательным мастером живописи, станкового рисунка и книжной графики – также принадлежат к числу лучших достижений искусства иллюстрации. Особенно ярки и динамичны его иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака («Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж»). На выставке представлено издание «В. Лебедев. 10 книжек для детей» (1976), в котором воспроизведены детские книги, оформленные и иллюстрированные В. В. Лебедевым между 1923 и 1930 гг. – в период расцвета деятельности художника.
- Один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации, автор классических иллюстраций к произведениям Маршака, Чуковского, Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро и др. – Владимир Михайлович Конашевич (1888–1963). Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина. С работами В. М. Конашевича можно познакомиться в представленном на выставке издании «Искусство оформления книги» (1966).
- Имя Евгения Ивановича Чарушина (1901–1965) – художника-анималиста, иллюстратора, писателя – хорошо известно, как и имя его отца, одного из видных архитекторов Урала Ивана Аполлоновича Чарушина (по его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке). Как и отец-архитектор, Евгений Чарушин великолепно рисовал с детства – по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях» – и стал непревзойденным художником-анималистом. Его иллюстрации выполнены в основном в манере свободного акварельного рисунка, окрашены мягким юмором. Первая книга, иллюстрированная Е. И. Чарушиным, – рассказ В. Бианки «Мурзук» – привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики: рисунки из нее были приобретены Государственной Третьяковской галереей.
При участии и помощи С. Я. Маршака Е. Чарушин начал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Являясь иллюстратором своих книг, он продолжал иллюстрировать и других авторов – Маршака, Пришвина, Бианки (одна из самых известных книг с его иллюстрациями – «Детки в клетке» С. Я. Маршака). На выставке представлена книга «Мир Чарушина. Евгений Иванович Чарушин: художник и писатель» (1980). В издание вошли воспоминания о художнике, рассказы и статьи самого Е. Чарушина, его многочисленные иллюстрации к разным книгам с воспроизведением обложек.
- Еще один уроженец Вятки – Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973), живописец, график, сценограф, иллюстратор. Первыми книгами, проиллюстрированными им, были «Карабаш» (1929) и «Болото» (1930) В. Бианки. Массовыми тиражами неоднократно издавались такие книги для детей в оформлении Васнецова, как «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. Чуковского; «Три медведя» (1935) Л. Н. Толстого; «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Маршака; русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (1947) и мн. др. На выставке представлен сборник «Ю. Васнецов. 10 книжек для детей» (1983), включающий проиллюстрированные прославленным мастером издания для детей, ставшие классикой советского книжного искусства.
Книги с иллюстрациями названных выше художников уже в 60–70‑е гг. XX в. в большинстве своем стали библиографической редкостью, поэтому издательство «Художник РСФСР» осуществило серию переизданий наиболее интересных из них. На выставке представлены две книги серии «Художники детям»: В. Бианки «Первая охота» – с иллюстрациями П. Митурича и В. Хлебниковой-Митурич и Г. Х. Андерсена «Соловей» – с рисунками Е. Нарбута.
Краткие очерки о художниках, определивших пути развития русской реалистической иллюстрации для детей, представлены в труде Э. З. Ганкиной «Русские художники детской книги» (1963). Погрузиться в природу книжной иллюстрации, сложный процесс становления образа книги, заглянуть в творческую лабораторию художников и проследить конкретные приемы их работы поможет исследование О. И. Победовой «О природе книжной иллюстрации» (1973). Узнать, как менялся на протяжении десятилетий внешний облик советских детских изданий, поможет красочный альбом-каталог «Обложка детской книги советского времени: коллекция Нины и Вадима Гинзбург» (2021) – одно из последних поступлений в фонд отдела редких и ценных документов.
_______________
* Фрагмент титула «Азбуки в картинах Александра Бенуа» использован для картинки-заставки.