14 декабря (1 декабря по ст. ст.) отмечается народный праздник Наумов день. В церковном календаре это дата связана с памятью о пророке Науме. Святого почитали как помощника в умственных занятиях и постижении наук, отчего в народе его прозвали Грамотником. Наши предки имели обычай отдавать своих детей в ученье именно с этого дня и обращались к пророку с молитвой о содействии и помощи им в учебе. С тех времен до нас дошли поговорки: «Пророк Наум наставит на ум», «Наум придет и ум принесет», «Наум пришел да детишек в школу увел – грамоте, счету учить да ум и разум получить».
В экспозиции выставки представлены научные, научно-популярные и справочные издания, посвященные вопросам развития школьного образования на Руси и в России, рассказывающие о традициях, обычаях, поверьях и приметах, связанных с Наумовым днем; образцы учебной книги прошлого.
К какому времени относятся первые известия о школах в древней Руси? Во сколько лет отдавали детей в «книжное научение»? Кто такой «мастер»? Чему, как и по каким книгам учили в старинной русской школе? Каков был школьный распорядок? Сколько длилось обучение грамоте? На все эти вопросы можно найти ответы в трудах педагога, историка образования и культуры императорской России Сергея Александровича Князькова (1873–1919) «Из прошлого русской земли» (1907) и «Очерки из истории до-петровской Руси» (1917).
Развитию школьного образования на Руси посвящена одна из статей исторического тома «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний», изданной в 1912 г. в типографии И. Д. Сытина под эгидой Харьковского общества распространения в народе грамотности. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся состояния образования в Московском государстве, говорится об успехах школьного образования в XVIII в. в период царствования Петра Великого, Елизаветы Петровны и Екатерины I, описывается реформа и развитие учебного дела в XIX столетии, дается оценка состоянию народного образования в начале XX в.
«Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II» (1910) дает представление о характере народных школ до середины XIX в.: описываются преимущества и недостатки школы в екатерининскую эпоху и учебная реформа 1803–1804 гг., анализируются новые течения в русском образовании в царствование Александра I и Николая I.
В современном издании «“В России надо жить по книге”: начальное обучение чтению и письму» (2015) представлен обзор азбук, букварей и книг для чтения, использовавшихся в учебном процессе в XVI–XIX вв. Интересны также статьи и иллюстративные материалы, включенные в «Каталог коллекции букварей, азбук и прописей XVIII–XX веков» (2018) и монографию «Очевидная грамота: визуальный ряд российских азбук и букварей XIX – начала XX в.» (2019).
Посетители выставки смогут познакомиться с репринтным воспроизведением наиболее раннего из всех дошедших до нас старопечатных учебников грамоты «ради скораго младенческаго научения» – Азбуки Ивана Федорова (1574).
Нельзя не отметить и памятник русской литературы XVI в. – «Домострой», являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем аспектам жизни человека, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, а также вопросы, касающиеся обучения и воспитания. Современное изданием «Домостроя» также представлено в экспозиции.
Неизменный интерес вызывает русский литературно-педагогический памятник начала XVIII в. «Юности честно́е зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В рамках выставки представлено репринтное воспроизведение этой книги, включающее азбуку – «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных».
Почувствовать себя учеником начального училища прошлого века можно, полистав книгу для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1908) и книгу «для чтения и бесед, устных и письменных упражнений в школе и в семье» «Вешние всходы» (1913). И та и другая изданы в типографии товарищества И. Д. Сытина.
Житие св. пророка Наума, обычаи и традиции празднования дня Наума Грамотника описаны в представленных на выставке «Энциклопедии православной святости» (1997) и «Русском народном календаре» (2017).
Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
Посещение мероприятий лицами старше 18 лет возможно при наличии QR‑кода о вакцинации от COVID‑19 или перенесенном COVID‑19 либо отрицательного результата ПЦР‑теста (не более 72 часов с момента исследования).