В экспозиции представлены исторические, справочные, художественные и периодические издания конца XIX – начала XX в. из коллекций редких и ценных документов, интерпретирующие личность Аввакума, события церковного раскола, само явление старообрядчества.
Самым главным источником информации о жизни и деяниях «огнепального протопопа» является знаменитое «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – уникальный памятник русской литературы XVII в. и первая в российской словесности автобиография. Особенности стиля «Жития» наглядно свидетельствуют о неповторимой творческой индивидуальности его автора, дают яркое представление о личности протопопа Аввакума. На выставке можно познакомиться с одним из самых замечательных изданий «Жития», которое вышло в издательстве «Academia» в 1934 г. Прекрасно оформленная и богато иллюстрированная книга с вступительной статьей и комментариями Н. К. Гудзия включает в себя и другие сочинения Аввакума и копии его автографов, а также воспроизведения икон, миниатюр, фресок, лубков и т. д.
Первое печатное издание «Жития» вышло в 1861 г. (до этого произведение распространялось в списках в старообрядческой среде) и сразу же привлекло к себе внимание историков и писателей как яркий образец древнерусской литературы и ценный источник сведений о XVII в. В трудах именитых ученых и в художественных произведениях XIX в. образ «огненного протопопа» встречается довольно часто; имя Аввакума входит в справочные издания.
Одним из первых «портрет» Аввакума составил С. М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» (с томом этого издания 1897 г. можно познакомиться на выставке). Именуя Аввакума и его союзников и противников «богатырями», историк подробно останавливается на жизни и деятельности протопопа, приводя целые куски из его «Жития».
Теме раскола и личности протопопа Аввакума большое внимание в своих работах уделял и другой видный ученый конца XIX – нач. XX в. – В. О. Ключевский. В экспозиции представлена третья часть его «Курса русской истории» (1912), в которой он предпринял попытку непредвзято проанализировать причины раскола церкви, описать психологические основы старообрядчества и взгляды самого протопопа Аввакума, опираясь на его «Житие».
На выставке можно познакомиться с энциклопедическими изданиями, включающими достаточно обстоятельные статьи о протопопе Аввакуме и церковном расколе. Это первый том «Большой энциклопедии» (1900) и первый том «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (1911), исторический том «Народной энциклопедии» (1912).
Большое внимание старообрядчеству уделял в своем творчестве русский писатель-реалист, публицист и этнограф-беллетрист П. И. Мельников-Печерский. Протопоп Аввакум неоднократно упоминается в исторической работе писателя «Очерки поповщины»; жизни старообрядцев посвящены его произведения «В лесах» и «На горах»; раскольники и их быт являются основной темой статей «Тайные секты», «Счисление раскольников» и др. Все перечисленные произведения вошли в представленное на выставке Полное собрание сочинений П. И. Мельникова-Печерского (1897–1898).
Церковному расколу, идеологии старообрядцев, образу их духовного учителя уделено немало внимания в трудах по истории православной церкви, в произведениях религиозных деятелей. В экспозиции представлена книга очерков «Из прошлого русской земли» (1907) С. Князькова с включением главы «Начало раскола русской церкви»; учебник «История христианской православной церкви» (1912) протоиерея Петра Смирнова; биографический очерк из серии ЖЗЛ Ф. Ф. Павленкова «Патриарх Никон. Его жизнь и общественная деятельность» (1902). В последнем издании немало страниц посвящено идеологическому противнику патриарха – протопопу Аввакуму.
Интерес представляют и издания, направленные против старообрядчества. Таков журнал «Истина» (на выставке представлен конволют его номеров за 1876 г.), который начинал свой путь как старообрядческая газета, а затем – с переходом главного редактора в единоверие – ставший единоверческим изданием, критикующим старую веру. Критике старообрядчества посвящена книга «Розыск о Раскольнической Брынской Вере, о Учении их, о Делах их, и изъявление, яко Вера их неправа, Учение их душевредно и Дела их не богоугодна» (1876) митрополита Дмитрия Ростовского.
У старообрядцев выходили свои периодические издания. В экспозиции представлен выпуск за август 1913 г. ежемесячного журнала «Старообрядческая мысль», учрежденного в 1909 г.
Приглашаем на выставку всех желающих.
Просим соблюдать все меры предосторожности, связанные с эпидемиологической ситуацией, иметь при себе маску или иное замещающее ее средство защиты органов дыхания.