Народная сказка «Курочка Ряба» в обработке педагога и писателя Константина Ушинского, который оставил небольшую часть сказки с доступным и понятным для детей смыслом (и добавил счастливый конец), стала популярнейшим произведением для раннего детского чтения.
Хотя относительного «понятного смысла» можно и поспорить. Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко, если сами так стремились его разбить? Почему простое яйцо желаннее для них, чем золотое? А если у них будет простое яйцо, то они ведь снова захотят его разбить – ну, чтобы приготовить, например, яичницу...
А вот полный текст сказки по-настоящему трагичен – это череда бед, вызванных известием о разбитом яичке. «Таких эпизодов в сказке может быть от трех до 6–7. В них многочисленные персонажи выполняют различные акции: дед и баба плачут – сорока ногу изломала – тын расшатался – дуб с себя листочки посшибал – попова дочь ведра разбила – попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула – поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д.»* Конечная катастрофа может быть такова, что сгорает вся деревня.
Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп видел в композиции сказки про курочку Рябу «комическую природу. Ученый говорил о ничтожности событий, стоящих в начале кумулятивной сказки. “Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой <...>”»*.
Но оставим «черный» комизм аутентичной сказки взрослым (чем не чтение в канун Хэллоуина!). А дети пусть снова порадуются незамысловатому сюжету и счастливому концу истории, которую рассказывают и показывают для них артисты кукольного театра.