Не каждое заседание литгостиной проходит в такой живой атмосфере – чем-то сумела зацепить хрупкая девушка Аня собравшихся на ее вечер слушателей: невозможно было устоять перед ее искренностью и открытостью, перед летящими и льющимися рифмами. Аудитория, внимая, тоже открывалась, улыбалась, аплодировала и вступала в диалог.
Как выяснилось в ходе вечера, кто-то знал не саму Аню Глухову, а ее голос – слышал в радиопроекте «Литературный трамвай», кто-то пришел на встречу после презентации «Альманаха современной поэзии Удмуртии#1» и ее выступлений в арт-центре «Грифон» – как участницы музыкально-поэтического проекта «Стихи на окнах подъезда № 8». Но стихи Ани действительно захватывают в плен – своей динамикой, строем, живой образностью.
Хочу, чтобы море, Прозрачнее утра и хрусталя, Чище, чем радужки древнего бога, Касалось твоих ладоней и умоляло, Чтобы ты его трогал. Еще чтобы ветер хранил твои тайны, Хоть он скуластый спорщик и дуэлянт, |
И чтобы тебя, сонного, раннего, Обнимал, будто это я. Окунай лицо в солнечный вихрь! Будь как Будда! Рисуй течение времени на воде! Я обязательно где-то с тобою буду, Но пока что не знаю, где... |
Своих стихов Анна читала много – разных, в том числе неопубликованных. Она пишет с детства – первое стихотворение родилось в семь лет, и с тех пор поэтическое вдохновение ни разу ее не покидало. Не случайно в творческом багаже молодого поэта уже пять сборников: самый ранний, дебютный – «Звезды» (2007), потом были «Отражения» (2009), «Глубокое синее море» (2011), «52 герца» (2015), «Горы не могут плакать» (2017). Каждый из них как этап роста и взросления. Как говорит сама Аня, «я уже не со всем согласна, что было написано. Например, был период, когда стихи просто лились из меня – штук 60 на одну тему. Это уже давно пережитые чувства. Знаю, что я уже не буду так писать. Хорошо, что этот период был. Слава богу, что он закончился».
При этом Анна скромно считает себя всего лишь проводником: «Я транслирую то, что откуда-то ко мне приходит. И, конечно, читать стихи слушателям – важно, потому что зачем тогда это мне дано? Наверное, для того, чтобы я могла передать людям. Это относится к любой работе. Любое дело, которым мы занимаемся, мы должны связывать с людьми, донося до них благо».
Так, например, пришли к Ане стихи на тему Великой Отечественной войны. Казалось бы, откуда такое проникновение в историческую эпоху у девушки, родившейся через полвека после окончания войны, чьи родители тоже не знали войны? Анна считает, что есть всё же какое-то коллективное бессознательное, иначе трудно объяснить феномен стихотворения об Анне Франк или «Liebe Martha». «Я просто шла по коридору, и вдруг какое-то откровение было – в голове звучало имя Марта. Пришла домой и часов пять, наверное, строчила – даже сфотографировала потом исписанные листки – всё просто шло потоком... Это очень важное для меня стихотворение. Сколько ни читаю его, мне всегда тяжело».
Сегодня поэзия Анны вдохновляется горами – туда она стремится при каждом удобном случае. «Горы для меня – это некое убежище: когда становится грустно, мятежно от суеты большого города, душевное равновесие восстанавливают горы. Они же дарят творческое вдохновение. В горах большая концентрация счастья. И мне там резко становится хорошо. Там, наверное, какая-то древняя, вечная энергия ходит. Больше всего меня впечатлил Алтай. Я не знаю, что может быть красивее – всё настолько идеально. И я пытаюсь об этом писать».
И это у автора получается. Как точно и ярко ей удается передать свои чувства, сидя над рекой в горах Кавказа: «ощущаю мужество всё ощущать», и, глядя на вершины, окутанные облаками, заметить: «бог поставил небо на перемотку, меня – на паузу».
Задумывается Анна и над вопросами о сути бытия: «Сколько надо построить храмов, / Чтобы храм был внутри?..». Ответы ищет в активной жизни – участвует в проекте «Стихи на окнах подъезда № 8», преподает английский язык, ездит на творческие фестивали, ходит с друзьями в походы.
В завершение встречи все желающие могли приобрести последний сборник Анны Глуговой – «Горы не могут плакать», состоялась автограф-сессия.