В экспозиции представлены издания, всесторонне освещающие это явление в советском массовом агитационном искусстве, роль «Окон РОСТА» в становлении и развитии советской сатиры, а также книги, посвященные художникам и поэтам, принимавшим участие в создании «Окон».
В 1919 г., в разгар Гражданской войны, в условиях дефицита полиграфической продукции, в пустующих витринах магазинов начали появляться нарисованные вручную плакаты сатирического содержания с короткими, чаще всего стихотворной формы подписями. Авторами плакатов были художники и поэты, сотрудничавшие с РОСТА, на которое было возложено руководство художественной агитацией. В дальнейшем агитплакаты появились в клубах, на вокзалах, фронтовых агитпунктах и др. местах, но за серией так и закрепилось название «Окна РОСТА». «Окна», тиражировавшиеся впоследствии с помощью трафарета, пропагандировали первые декреты советской власти, разоблачали врагов рабочих и крестьян, высмеивали генералов Антанты, призывали в ополчение и мн. др. Эти сатирические плакаты, выполненные в лубочно-примитивном стиле, пользовались большой популярностью у населения. Подробную информацию о деятельности РОСТА, и прежде всего о серии «Окон», можно получить из представленной в экспозиции книги Н. А. Брылякова «Российское телеграфное...» (1976).
Уже современники и сами авторы «Окон» отмечали большое значение плакатов как художественных и исторических памятников своего времени. Сегодняшние исследователи (литературоведы, искусствоведы) видят в «Окнах РОСТА» высокие образцы искусства русского авангарда. Однако сложное военное время бытования плакатов не способствовало их сохранности, и многие, особенно первые образцы, были утрачены. Очень плохо сохранилась продукция Петроградского отделения РОСТА (полностью исчезли все ранние рисованные «Окна»). В экспозиции представлены два уникальных каталога «Окон РОСТА», подготовленные в 1961 и 1964 гг. Государственной публичной библиотекой (ныне РНБ). Отлично составленный и обстоятельно комментированный каталог «“Окна РОСТА” периода гражданской войны и интервенции» (Л., 1961) описывает плакаты, созданные Московским, Петроградским, Кировским, Крымским, Ставропольским, Уральским, Череповецким, Чувашским, Юго-восточным отделениями РОСТА. Не менее обстоятельный «Сводный каталог Окон РОСТА периода гражданской войны» (Л., 1964), содержит подробное описание художественной продукции Петроградского отделения РОСТА с разбивкой плакатов по тематике и в хронологическом порядке.
«Окна РОСТА» напрямую ассоциируются у нас с именем В. В. Маяковского. Действительно, поэт выступил вдохновителем и идейным вожаком не только московской группы художников и поэтов, но и всего движения по выпуску «Окон». «Окна РОСТА – фантастическая вещь, – писал он. – Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой». Несмотря на то что плакаты не подписывались, исследователями установлено, что Маяковский написал тексты примерно к 85% всех выпущенных «Окон» (а всего их было около тысячи), нарисовал свыше 500 плакатов (из которых сохранилось чуть более 400). Третий том ПСС В. В. Маяковского (М., 1957), представленный на выставке, полностью посвящен «Окнам РОСТА». Сюда включены тексты более 900 «Окон», отдельные изображения плакатов, а также тексты 453 «Окон ГПП» – Главполитпросвета, который с 1921 г. продолжал выпуск плакатов. В отдельный раздел выделены тексты «Окон РОСТА», переработанные Маяковским в 1929 г. для сборника «Грозный смех».
Современники поэта, художники и литераторы, работавшие в РОСТА, высоко оценивали ведущую роль Маяковского в выпуске «Окон», о чем свидетельствуют их воспоминания. В экспозиции можно познакомиться с подшивкой журнала «Искусство» за 1940 г., где в № 3 публикуются статьи о деятельности В. Маяковского в РОСТА, авторами которых являются художники, также принимавшие участие в создании «Окон»: М. Черемных, А. Лентулов, А. Нюренберг и др.
Современный взгляд на книжно-плакатное творчество Маяковского можно найти в 3-м выпуске коллективного сборнике «Творчество В. В. Маяковского. Текст и биография, слово и изображение» (2015), подготовленном на основе докладов участников международной научной конференции «Маяковский и его время» (ИМЛИ РАН, 2013).
Велика роль «Окон РОСТА» и в том, что они стали «кузницей кадров» для советской сатиры и политической карикатуры. Сама идея создания агитационных плакатов принадлежит замечательному мастеру сатирического рисунка М. Черемных, который в сотрудничестве с журналистом Н. К. Ивановым выпустил в 1919 г. «Окно сатиры № 1». Первые «Окна» состояли из нескольких не связанных между собой карикатур и фельетонов. Характер «Окон» изменился через месяц с приходом В. Маяковского (поэт начал работу в РОСТА с подготовки «Окна № 5»). Почти одновременно с Маяковским в РОСТА пришел и художник И. А. Малютин. Маяковский, Черемных и Малютин составили ядро складывающегося при РОСТА коллектива художников.
В создании московских «Окон РОСТА» принимали участие такие художники, как А. М. Нюренберг, А. С. Левин, В. О. Роскин, А. М. Лавинский, В. В. Хвостенко, Д. С. Моор. В Петроградском отделении над плакатами работали свои мастера сатирического рисунка: В. В. Лебедев, В. И. Козлинский. Именно с «Окон» началась всероссийская известность карикатуриста Л. Г. Бродаты. По количеству выпущенных плакатов на втором месте после Москвы стояло ЮгРОСТА, в котором началась деятельность известнейшего в дальнейшем карикатуриста Б. Е. Ефимова. Есть сведения, что в создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы.
На выставке можно познакомиться с изданиями о жизни и творчестве художников сатирического жанра, работавших в РОСТА, и получить наглядное представление о влиянии «Окон» на дальнейшее развитие советской карикатуры.