Алексей Моров известен в Ижевске больше как бизнес-тренер, руководитель и ведущий специалист Школы интегрального лидерства. Между тем в его послужном списке не только деловые встречи и работа в сфере бизнеса, но и творческая деятельность.
На встрече в литгостиной «Книжная среда» Алексей выступил именно в этой роли – как поэт, автор трех поэтических сборников: «Право на свет» (Йошкар-Ола, 2006), «Легко» (Москва, 2010), «Никакого кризиса» (Ижевск, 2015). На подходе – издание четвертого сборника.
На вечере прозвучало много стихов в исполнении гостя, а также завязалась острая дискуссия о роли и месте поэзии в литературном процессе, о поэтической «кухне», перспективах развития национальных литератур и переводческой деятельности.
Встречу с участниками литературной гостиной Алексей Моров начал с того, что решительно отмежевался от ижевского писательского сообщества: «В Ижевске я живу сравнительно недавно – я переехал сюда в 2007 году. И как поэт состоялся совершенно в других контекстах, под влиянием другой культуры, среды, совершенно других людей. И сегодня я готов рассказать об этом, о людях, которые меня привели в поэзию, которые на меня повлияли, и как вообще этот извилистый поэтический путь выстраивался. ...Я родился и вырос в Йошкар-Оле. Это город в два-три раза меньше Ижевска, абсолютно не промышленный, в советское время там было только образование. Это город белого сталинского ампира, зеленых парков, очень низкоэтажный, маленький, никаких труб и ТЭЦ. Поэтому, наверное, я понимаю специфику ижевского творчества, ижевской литературной традиции. И к ней себя ни разу не отношу».
В студенческие годы Алексею Морову посчастливилось встретиться с такими известными поэтами, писателями, литературоведами, как Римма Казакова, Лев Аннинский, Валерий Воскобойников, Александр Ананичев и др. Это была, по словам гостя, прекрасная школа поэтического мастерства, которая дала опыт работы со словом, в целом помогла многое переосмыслить, расставить приоритеты.
«Но мне хотелось бы рассказать о том литературном сообществе, которое меня воспитало и куда я попал благодаря организации “Детские и молодежные социальные инициативы” (ДиМСИ). Тем, кто погружен в современную академическую филологию, знакомо имя Лолы Звонаревой – одного из самых известных ныне живущих литературных критиков, маститого литературоведа. Вокруг нее в ДиМСИ сформировалось сообщество невероятно мощных литераторов. С нами работала Римма Казакова, когда была жива, Лев Аннинский постоянно встречался, Валерий Воскобойников – замечательный романист, молодой талантливый поэт и музыкант Александр Ананичев, он был в свое время секретарем московского Союза писателей. Всё это сообщество и подпитывало друг друга, и к нему тянулись молодые люди. А лучшим в этой среде был Александр Николаевич Щуплов, в моем субъективном восприятии. Во-первых, человек потрясающий харизмы, а во-вторых, невероятный поэт – очень смелый, провокационный, эпатажный, но при этом воплотивший на одной своей грани этот эпатаж на уровне Лагутенко, а на другой – на уровне классики российской высокой поэзии. К сожалению, он уже не с нами. И считаю, что он незаслуженно малоизвестный автор.
Еще раньше ушел Лев Болдов. И его знают еще меньше, и тоже это незаслуженно. У меня есть один его сборник – “Серебряная нить”, наверное, лучший из всех. Он есть в Сети, я очень рекомендую его вам. Почитайте – совершенно потрясающая вещь.
Гениальнейшие люди, которые сбились в “стаю”, и нас в нее пускали, и спасибо им. И, собственно, в поэзии я состоялся благодаря общению с этими людьми».
Отсюда у Алексея твердое убеждение, что творческое развитие любой поэт во многом черпает из общения. И этого – считает он – литературному Ижевску сегодня очень не хватает. «Когда я приехал в Ижевск, моим первым желанием было – найти здесь творческое сообщество. Я его не нашел. Здесь нет группы людей, которые регулярно встречаются, представляют друг другу свое творчество, критикуют, ругают, разносят, матерят, стреляются, а потом начинают писать всё лучше. Потому что только через подобные форматы можно куда-то развиваться и двигаться. Здесь ни одного живого литературного издания я не нашел. Я пытался общаться с Союзом писателей. В Удмуртии это самая мертворожденная организация, которую можно придумать».
Не каждый день местному писательскому сообществу выпадает возможность посмотреть на себя со стороны. Алексей Моров предоставил такой шанс, причем свои оценки он основывал на самых высоких критериях, без снисхождения на «региональность и национальность». «Я принадлежу к поколению, которое привыкло в соцсетях писать то, что думает, и более откровенно говорить. Давайте честно. Среди местных поэтов, с кем я бы с удовольствием пообщался, – это Алексей Сомов, но он умер. Потому что, если мы начнем анализировать – по-жесткому, честно – тексты поэтов республики – с точки зрения метафорической наполненности, рифм и прочее, – здесь никого больше нет. Да, у меня был опыт общения со многими...
Если говорить о профессиональных национальных поэтах – что в Удмуртии, что в Марийской Республике, – это поэзия, которую, может, кто-то и читает, но она нужна просто для того, чтобы была литература на родном языке. Всё, что написано на марийском языке, не выдерживает даже подстрочника. Я не могу оценить удмуртскую поэзию в силу незнания языка, но позволю себе предположить, что 80 ее процентов ценны тоже только тем, что они на удмуртском языке, а не каким-либо содержанием. И это связано с наличием литературной традиции. У русского языка есть литературная традиция, у удмуртского, у марийского – нет. И, к сожалению, учитывая космополитическую динамику, не будет никогда. То есть мы должны понять: это продукт, интересный краеведам, этнографам и т. д., – это тоже нужный продукт, он всегда будет существовать, просто воспринимать его в контексте мирового поэтического процесса нецелесообразно».
Цитируя своих любимых поэтов, а также собственные стихи, Алексей Моров провел настоящий мастер-класс для молодых, начинающих поэтов – опыт такой работы у него есть. «Мне со временем доверили в ДиМСИ вести мастер-классы. И это было очень полезно, потому что, встречаясь с молодыми поэтами, ты получаешь от них вызов – покажи, как надо! И это честный поэтический вызов, который поэт обязан принимать. Мы с вами прекрасно знаем, что весь Серебряный век писал свои сборники на салфетках, на спор, сочиняя – кто лучше. И в этом смысле современная традиция ред-баттлов, на мой взгляд, это лучшие образцы современной поэзии, которые существуют на русском языке».
«Проблема начинающих авторов в том, – считает Алексей Моров, – что они сразу начинают всё публиковать, особенно сегодня, когда Интернет провоцирует запостить всё сразу. Однажды мне Щуплов сказал: я горжусь, когда мне удается какую-нибудь девочку отговорить становиться поэтессой сразу. Потому что это очень требовательный путь, на котором очень легко сгореть. ...Когда тебе немного лет, ты с удовольствием цепляешься за известные истины и их как-то зарифмовываешь, и получается иногда даже обаятельно. Через это надо пройти. Ну, вот есть такой поэт Асадов. В его стихах нет вообще ни одной новой мысли, ни одной метафоры, которой не было бы миллион раз до него. Но когда учитель в средней школе хочет объяснить что-то детям, он, скорее всего, скажет: прочитайте Асадова. Всю эту совершенно очевидную, предсказуемую, прозрачную, диалектическую в худшем смысле этого слова поэзию. А в чем смысл поэзии вообще как частного случая любой культуры? В эмоциональном воздействии. Мы с вами можем быть уже настолько “испорчены” филологией, десятками прочитанных поэтов, что нас Асадов не трогает вообще. Но девочек 15-летних трогает, им еще дорасти надо до настоящей поэзии, до ее уровня метафоризма.
Писать поэзию – это очень ответственно. Потому что поэзия – сверхзадача, и она решается только сверхязыком. Невозможно бытовым языком писать стихи. Если ты не в состоянии выдерживать требований метра, рифмы, метафоры – обязательных в поэтическом тексте – иди прозу пиши. Люди, которые могут писать хорошую прозу, очень нужны».
С позиций этих высоких требований сам Алексей оценивает свое поэтическое творчество не менее критично и не более чем хобби.
Завершая встречу и дискуссию, гость поблагодарил собравшихся за заинтересованный диалог и пожелал всем больше живого творческого общения. «Хорошо, если есть сообщество. Рядом должны быть по-здоровому сумасшедшие люди с их ключевым качеством – увлеченностью. Когда ты находишься в окружении увлеченных людей, у которых глаза горят, идеи постоянные, что-то всё время происходит, движня – вот тогда всё хорошо. Они могут быть поэтами, могут быть строителями – абсолютно без разницы. Главное, чтобы они горели. К сожалению, таких людей очень мало, но есть какие-то культурные точки, которые этих людей притягивают. Поэтому мы ездим на какие-то фестивали, бываем на Груше... На самом деле, эти люди раскиданы по всему миру, просто очень высока дисперсия и их сложно найти. И нужны точки притяжения. Например, библиотека, которая может быть таковой для горящих людей».