Несмотря на свой юный возраст (род. в Ижевске в 1995 г.), Екатерина Гузёма драматург уже состоявшийся и достаточно успешный. Да и как личность Катя человек неординарный, глубоко мыслящий, тонко чувствующий – таких принято называть харизматичными. Своим обаянием, молодой энергией она захватила зал и профессионально держала внимание аудитории, рассказывая о драматургической «кухне», жизненных наблюдениях, отвечая на вопросы.
На встречу с Екатериной пришли ее друзья, одноклассники и однокурсники, творческая молодежь, театральные деятели. Для последних было особенно интересно познакомиться с представителем нового поколения драматургов – сегодня театры остро нуждаются в хороших современных пьесах на актуальные темы. Катя убедительно доказала, что молодая драматургия в России развивается и может предложить очень интересные, нетривиальные подходы как к «вечным» темам, так и к новой проблематике XXI века с его виртуальным существованием.
Катя рассказала, что ее увлечение театром началось еще в школе. Она пришла в ижевский театр «Les Partisans» к Павлу Зорину и с тех пор участвует в его постановках. Услышав от режиссера, что сложно найти хорошую пьесу, недолго думая, написала свою. Получилось интересно, а за умение владеть словом и вообще русским языком Катя отдельно поблагодарила свою учительницу литературы – это был ее любимый предмет в школе.
Свою пьесу Катя отправила на ежегодный Международный открытый конкурс драматургов «Евразия», который без малого полтора десятка лет проводит основатель и художественный руководитель знаменитого сегодня на всю театральную Россию «Коляда-театра» Николай Владимирович Коляда. «Мы по всему миру выискиваем таланты. Драматурги – товар штучный, их по сотне в год не родится», – любит повторять он. И вот в число избранных вошла Катя Гузёма из Ижевска. Затем была поездка в Екатеринбург, личное знакомство с Колядой, и сегодня Катя продолжает учиться у него искусству драматургии.
Учится с желанием и очень успешно. Драматургия, по словам Кати, занятие увлекательнейшее, потому что вся наша жизнь протекает по ее законам: исходное действие, характеры (которые есть везде и во всем, и на данном этапе молодого драматурга это приводит в восхищение). Темы для пьес черпает, конечно, из своей жизни, своего опыта, молодежной среды, но, как всякий талантливый писатель, перерабатывает их, находит новые акценты, новые смыслы.
Сегодня в багаже Кати семь пьес, которые прошли читку, три из них были поставлены в театрах разных городов страны. А одна из опубликованных пьес поставлена уже и в Москве и даже стала темой чьей-то дипломной работы.
Теперь перед драматургом Гузёмой новый этап – создание «больших», многоактных пьес. Одна уже есть и ждет, когда автор решится представить ее театральному миру. Но Катерина пока не спешит. Она была участником многих конкурсов, театральных фестивалей и хорошо представляет тот уровень и те требования, которые предъявляют профессиональные драматические театры к литературному материалу. Поэтому пока много думает, читает, наблюдает, пробует жизнь на вкус, чтобы передать потом эти ощущения в своих работах. Как сказала Катя, ей важно, чтобы спектакли, поставленные по ее пьесам, «цепляли» зрителей за живое, давали пищу для размышлений и переживаний, побуждали людей становиться лучше.
Катерина призналась, что ей везет в жизни на хороших людей. В первую очередь это учителя – от школьных до вузовских, а также творческих, за что молодой автор выразила им свою огромную благодарность. Помогает и актерский опыт в Центре современной драматургии и режиссуры Павла Зорина. Катя продолжает работать в театре «Les Partisans», а потому рассказала о его репертуаре и пригласила на новые постановки, которые уже сегодня вызвали ажиотаж публики (билетов на них практически нет). Ближайший спектакль «Трижды три Бабы-Яги» по пьесе Кати Гузёмы, которую она написала в соавторстве с Глебом Павлоидом, состоится 12 ноября в Удмуртской государственной филармонии.
Участники встречи посмотрели видеозаписи некоторых сцен из спектаклей разных театров по пьесам Е. Гузёмы, задали ей свои вопросы. Присутствовавшая на встрече помощник руководителя Русского драматического театра по перспективному планированию Анна Никифорова пригласила молодого драматурга на встречу с новым главным режиссером театра, а также к участию в работе очередной всероссийской Творческой лаборатории молодых режиссеров.