В экспозиции представлены книговедческие издания, рассказывающие о культурной жизни древнерусского государства, истории книжного дела, древнейших библиотек и их фондов. В ряду книг отметим труды журналиста и писателя, наиболее авторитетного популяризатора знаний об истории книги и библиотечного дела Алексея Гавриловича Глухова.
- Что читали наши предки, как пополнялись библиотеки, кто мог пользоваться их фондами? Сколько книг хранилось в первой библиотеке и можно ли увидеть их сегодня?
Ответы на эти вопросы вы найдете в книгах А. Г. Глухова «Русь книжная», «Русские книжники», «Звучат лишь письмена: судьбы древних библиотек» и др. В его книге «В лето 1037...» рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных отечественных книжных собраниях, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым, о монастырских библиотеках и первых книжных коллекциях учреждений (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и т. д. Нельзя не упомянуть и представленную в экспозиции «Большую книгу о книге» Е. Л. Немировского, из которой также можно узнать о том, какие книги хранились в первых библиотеках и как они создавались.
- Знаете ли вы, что слово «библиотека» впервые было употреблено только в 1499 г. – в Геннадиевской Библии?
В Древней Руси слово «библиотека» практически не употреблялось. Помещения для книг в разных городах имели такие названия, как «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата» и т. п., но чаще – «книгохранительница». Этот термин продержался почти до Отечественной войны 1812 г. В книге М. И. Слуховского «Русская библиотека XVI–XVII вв.» дается исторический обзор становления и развития организационных форм работы древней русской библиотеки. Рассматриваются вопросы библиотечной практики, в том числе пополнения книжного фонда, приемы книгоописания и классификации, выдача и учет книг, борьба за сохранность библиотечных фондов.
- Где организовывались самые первые библиотеки?
На протяжении нескольких веков основными центрами литературного творчества, переписки и распространения книг были монастыри. Здесь книги прежде всего создавались: велись летописи, переписывались богослужебные книги. Накопленные рукописные книжные сокровища, а затем и печатные бережно хранились. Таким образом, монастырские книгохранилища – это и есть старейшие русские библиотеки. Примечательно, что в фонд монастырских и церковных книгохранительных палат входила не только богослужебная литература. Книги литургические, конечно, преобладали, но была представлена и учебная литература, включающая научно-популярные произведения, а также книги для коллективного обязательного чтения и книги келейные, для личного чтения, среди которых находились и светские произведения.
- Знаете ли вы, кто была первая женщина-библиотекарь на Руси?
Таковой можно считать святую преподобную Евфросинию Полоцкую. Знаменитая просветительница, княгиня Ефросиния сама занималась перепиской книг, основала два монастыря, при которых были открыты школы, мастерские по переписке книг и книгохранительницы. В книге А. Г. Глухова «Мудрые книжники Древней Руси (от Ярослава Мудрого до Ивана Федорова)», представленной в экспозиции, Ефросинии Полоцкой посвящена отдельная глава, из которой можно узнать об этой удивительной женщине.
- А знаете ли вы, что книги в Древней Руси очень ценились, тщательно береглись и охранялись?
Книги хранили в закрытых «коробьях», ларях, сундуках, «шкафцах», их поднимали на галереи (полати), а порой в самый купол церкви, под шатер. Доступ к библиотеке запутывали, самые ценные книги прятали в тайники. Попасть в некоторые древнерусские книгохранительницы мог только посвященный, пройдя своеобразный «квест»: подняться на кровлю, воспользоваться секретным проходом в стене, пройти лабиринт помещений. Многим знакома история с замурованной библиотекой Ивана Грозного, следы которой до сих пор не найдены. Какие еще методы применяли древнерусские библиотекари для сохранения книжных богатств, как хранились книги, каковы были другие особенности деятельности древнерусских библиотек, можно узнать в труде С. П. Фунтиковой «Православные библиотеки: прошлое и настоящее». В книге также комплексно рассматриваются различные виды библиотек Русской православной церкви на разных исторических этапах начиная с XI в.: монастырские, храмовые (церковные), учебные (духовных академий, семинарий, епархиальных училищ, церковноприходских школ), епархиальные, благочиннические, библиотеки благотворительных и духовно-просветительных обществ, православных братств и т. д. Из этого же источника вы узнаете, какие из древнерусских библиотек сохранились до наших дней.
На протяжении ряда столетий (до XVII в.) в монастырских и церковных библиотеках был сосредоточен почти весь книжный фонд государства. Книжные собрания, достигавшие сотен томов, превращали монастыри в местные центры просвещения и культуры. На выставке представлено несколько томов серии «Книжные центры Древней Руси», посвященной истории книжных собраний отдельных монастырей: Иосифо-Волоколамского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского. О том, что происходило «в лесных дебрях, за монастырскими стенами» рассказывает также книга очерков о древних библиотеках мира «Из глубины веков» А. И. Глухова.
В ряду выставочных изданий особый интерес представляет труд С. Ф. Либровича «История книги в России. Со снимками с древних рукописей, образцами первопечатных книг и позднейших редких изданий, портретами, копиями картин, гравюр и пр. и пр.» (изд-во Товарищества М. О. Вольфа, 1913). Исследование выявляет наиболее существенные и характерные факты и эпизоды зарождения книги, перипетии ее судьбы и свидетельства могущества, которым она обладает до настоящего времени.
Работа выставки продлится до конца мая.
Приглашаем всех желающих.