Памяти Алексея Сомова, ушедшего из жизни в возрасте 37 лет в 2013 г., уже было посвящено одно из первых заседаний недавно открывшейся в библиотеке литгостиной (к сожалению, публикация о ней не сохранилась на нашем сайте). В 2017 г. на творческой встрече с членами Союза литераторов Удмуртии (СЛУ) состоялась передача архива объединения в фонд Национальной библиотеки УР – в том числе архивов безвременно покинувших этот мир членов СЛУ – поэтов Дениса Бесогонова и Алексея Сомова. О творчестве Алексея Сомова говорила тогда и читала его стихи поэтесса Зинаида Сарсадских.
Прежде чем вернуться к прошедшей литгостиной, отметим, что имя Алексея Сомова, к сожалению, не так хорошо известно – даже в Удмуртии, несмотря на его регулярные публикации, скажем, в республиканском литературном журнале «Луч». К тому же поэзия его сложна и неоднозначна, как и всякая истинная поэзия, в отличие от тех стихов, что «не то что ниже, а вообще вне стихового уровня. И в краю безграничной раскупаемости книг – тучные их тиражи лежат нераскупленные на прилавках» (Л. Гинзбург). Надеемся, что ситуация изменится после ожидающегося выхода сборника стихов А. Сомова «Грубей и небесней» (первого и пока единственного) и его подборки в первом томе антологии «Уйти. Остаться. Жить».
В связи с этим позволим себе пространную цитату из публикации «В вертикальной могиле по грудь» из ж. «Крещатик» (2020, № 3) (в название ее, кстати, вынесена строка из стихотворения А. Сомова):
«Создатели легендарного литературного проекта “Антология «Уйти. Остаться. Жить»” и “Литературные чтения «Они ушли. Они остались»” – Борис Кутенков, Елена Семенова и Николай Милешкин, вслед за двумя томами антологии рано ушедших поэтов затеяли в 2019 году отдельную книжную серию. В ней выпускаются отдельные сборники тех авторов, которые не имеют репрезентативных книжных изданий. В серии вышло уже два сборника: избранные стихи, письма и эссе о литературе Владимира Полетаева (1951–1970) под названием «Прозрачный циферблат» и сборник стихотворений поэта и историка Михаила Фельдмана (1952–1988) «Еще одно имя Богу». Готовится книга поэта, прозаика и эссеиста Алексея Сомова (1976–2013). Над изданием всех этих поэтов ведется внимательная текстологическая работа, смысл которой – открыть имена тех авторов, которые не получили достаточного признания в поэтической иерархии. Кураторов проекта об их благородной работе расспросила Полина Волчанская. <...>
П.В.: Борис, сейчас вы работаете над сборником поэта Алексея Сомова (1976–2013), активно публиковавшегося при жизни, но не имеющего отдельной книги...
Борис Кутенков: Буквально вчера я составил его избранное. Думаю, что из трех книг серии это наиболее эстетически полноценный материал – даже на фоне моей искренней любви к Владимиру Полетаеву <...> и восхищенного признания дара Михаила Фельдмана. Составление книги давалось непросто <...> От Сомова осталось множество разрозненных публикаций на “Сетевой словесности” и в “Журнальном зале”. В начале 2000-х это были довольно светлые стихи, но без столь явной индивидуальности. С годами в его творчестве произошла довольно мучительная эволюция: работа с эстетикой зла и нагнетанием черного ужаса. Я составил отдельный раздел условно “светлых” стихов, чтобы показать читателю и эту сторону творчества Сомова, а вот стихи, основанные на эстетике зла, порой на грани фола, но большинство из них абсолютно гениальны именно как искусство. Они “инопланетные”, как выразился будущий корректор этой книги Марк Перельман, написанные уже за пределами земного. Как сказал Набоков о Гоголе, “на этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятиями в адрес власть имущих. Она обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей”. В некоторых случаях приходилось решать, правомерно ли включать некоторые из них с чисто этической точки зрения. Но в каждом случае критерием служила именно талантливость написанного – разумеется, понимаемая субъективно, но всё же с позиции большого читательского и профессионального опыта.
П.В.: В свое время о творчестве Сомова разразилась довольно большая дискуссия в Сети: автор одной из статей решает этот вопрос о “добре и зле” достаточно категорично, обвиняя в совковости и косности тех, кто обращает внимание на эту сторону его поэзии...
Борис Кутенков: Насколько можно судить по воспоминаниям, Алексей (хотя я его лично не знал) строил свою жизнь, во всяком случае позднюю, по подобным законам. <...> без этого нагнетания зла не было бы и мощной суггестии поздних стихов, близкой к метареализму – на мой взгляд, самому состоятельному поэтическому течению второй половины XX века. Книгу я начал как раз с самого “жесткого” раздела: он будет своеобразной проверкой читателя на прочность. Если не бросит чтение – то дойдет и до светлой стороны творчества Сомова. “Я люблю все, что только должно начаться: / ожиданье в глазах предрассветных окон, / мотыльковую нежность, раздирающую на части / тесный ороговевший кокон. / Я люблю лишь то, что вот-вот случится: / обнаженные лица прекрасных безлюдных улиц, / прямоту ростка, / иррациональные числа. / Без пятнадцати семь, в этот миг ты уже проснулась, / я люблю”, – таков Сомов. И: “Очень странно, что меня никто не пырнул ножом как следует, / не ударил, подкравшись сзади, свинцовым кругляшом, / упрятанным в женский чулок / (впрочем, с некоторых пор я оглядываюсь на неосвещенных улицах / и ношу с собой нож тюремной работы). / Из оскорбленных мной можно составить небольшую сучью зону” – это тоже Сомов, но прямого высказывания на грани эпатажа. Мне же всего ближе те самые космические вещи: “у березок узнай, у елей спроси / каково пережевывать грунт / и кому хорошо воскресать на руси / в вертикальной могиле по грудь // есть забвения дар, горяч и тяжел / и спасает мир слепота / чтобы снег на кошачьих лапах шел / и гремел как ртуть листопад”.
Николай Милешкин: В 2017 году мы проводили конкурс на лучшее эссе о рано ушедшем поэте нашей антологии, и победила Ирина Кадочникова, филолог из Ижевска, со статьей о Сомове. В ней она затрагивает вопрос эволюции его творчества – от православного мирочувствования до работы с жуткими хтоническими мотивами. В XIX веке была такая тенденция <...> В современной поэзии пример Сомова – движение от гармоничного мироощущения к эстетизации зла – мне кажется достаточно редким. Надеюсь, что книга вызовет какой-то резонанс, и надеюсь, что вопрос, который мы сейчас обсуждаем, станет предметом обсуждения и для критиков. <...>»
И еще небольшой отрывок из интервью Б. Кутенкова с сайта литературного проекта Pechorin.Net, касающийся новой книги А. Сомова: «Издать Сомова мы мечтали с 2016 г., с момента, когда его подборка вошла в первый том “Уйти. Остаться. Жить”. Но вот его избранное составлено, и думаю, что это будет событие в мире современной литературы <...> абсолютная удача. <...> В книгу также вошли отдельные эссе поэта, опубликованные на “Сетевой словесности”, в том числе о литературе (о судьбе литератора в России, о Лимонове, о Паланике) и о друге Сомова, поэте Денисе Бесогонове, покончившем самоубийством в Удмуртии в 2003 году. Марина Гарбер написала замечательное предисловие <...> также частью книги станет мемуарный текст Александра Корамыслова, опубликованный в первом томе “Уйти. Остаться. Жить”. <...> надеюсь, читатель разглядит композицию, где голос Сомова органично перемежается с репликами говорящих о нем, а стихи – с эссеистикой».
Читайте продолжение интереснейшего разговора об А. Сомове в публикации «В вертикальной могиле по грудь» на сайте «Журнальный зал», а личное видение эволюции поэта, его творческого мировоззрения, мотивов его поэзии и просто житейские воспоминания о нем как друге, соратнике по писательскому цеху – в монологах его земляков, ижевского писателя Даниила Клеопова, воткинского поэта Александра Корамыслова и литературоведа Ирины Кадочниковой, – слушайте и смотри в записи эфира нашей литературной гостиной «Книжная среда» в группе НБ УР «ВКонтакте».