Представил гостя участникам литгостиной его давний друг – писатель Даниил Клеопов. «Сергей Данилов – инженер, работает на оружейном производстве механического завода. И всю жизнь пишет стихи, являясь активным участником литературного сообщества Ижевска. За годы служения поэзии творческая манера Сергея менялась, и сегодня у слушателей будет возможность познакомиться с новым этапом творчества автора».
Рассказывая о себе, Сергей Данилов признался, что ранние стихи появились под влиянием эпохи – поэзии шестидесятников. «Мне очень нравился Леонид Мартынов, его ранние вещи, начиная с “Реки тишины”. Он определил во многом мое мировоззрение». И первые поэтические опыты С. Данилова были под стать той эпохе – стройотрядовской, яркой, динамичной: «Наши руки грубы / От горба топора, / Солоны, как грибы, / И упруги с утра. / Здесь река, острова, / Друг горланист и рыж, / На траве не дрова, / А конструкции крыш. / Строит наш стройотряд...».
Большое влияние на становление творческого почерка поэта оказало и литературное объединение «Радуга», где они вместе с Олегом Хлебниковым собрали вокруг себя молодое поколение литераторов и поэтов. Как признался Сергей Данилов, там была «жесткая критика. И после этого у меня стихи пошли другие». О том периоде в литстудии сохранились такие строки:
Слишком коротко было дыханье, От вокзала до расставанья, От кумиров былых и личных, От амбиций – ха-ха! – столичных. Впрочем, как там – больших и разных Всяких дур и неделей праздных, Окончаний и рифм глагольных, Рож испитых и треугольных. Я – участник, шпильки, дебаты, Закусь, часики, кильки в томате, |
И в зазорах меж этими рыбами, Между снами и нервными срывами, В тишине от тоски и до бзика, Начинала звучать музы́ка. Как играла и как прерывалась, Сквозь ограды цитат прорывалась Нота, звук, из дерьма да в полы́мя. Никакими губами стальными Пассатижей не вырвать из строчки Букву смысла. И точка. И точка. |
Зашел разговор и о вдохновении поэта. Откуда рождается и почему умирает эта хрупкая субстанция, в основе которой лежит нравственное начало. Об этом, как считает Сергей Данилов, наглядно свидетельствует судьба одного из первых «шестидесятников» – поэта Юрия Панкратова. Его ранняя поэзия поражает мощью, разнообразием тем и высотой мастерства. И обрывается после трагического события – подписания подметного письма против Пастернака в период гонений на поэта. Вместе со студентами Литинститута Панкратов поставил свою подпись, и нравственное потрясение было столь велико, что впоследствии он не смог написать ничего значимого, хотя своими ранними стихами во многом определил линию поэтики Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др. Здесь есть о чем задуматься молодому поколению литераторов.
Поделился гость еще одним секретом поэтического творчества: «Когда создаешь поэтический текст, то всегда ставишь себе задачу, но кроме нее еще ставится сверхзадача. Если получается добиться решения задачи, то и стихотворение в принципе получается. Сверхзадача не получается никогда. Или очень редко – тогда это гениальное стихотворение. Но без сверхзадачи стихи не рождаются». Поэтому, считает Сергей Данилов, «поэзия – это элитарное занятие, она не для всех. Сейчас наша поэзия в принципе вернулась к тому, с чего началась. Вот, например, издание стихов Пушкина – журнал тиражом 100 экземпляров. Или Серебряный век, Анна Ахматова. Тираж 150 экземпляров. Это сейчас мы говорим о них – классики, но сколько человек могли их тогда почитать? Получается, что их мало кто знал. Да, в советское время произошел прорыв – тогда поэты собирали стадионы. А сейчас снова всё сжалось – средний тираж сборника стихов 500 экземпляров».
Но всё это никогда не было препятствием для профессиональных поэтов, чьи стихи рождаются как выдох, как порыв. Сегодня поэт много размышляет о жизни, пытается философски осмыслить окружающую действительность – события, людей. В поэзии всегда есть место эксперименту, и Сергей Данилов пробует новые виды рифм и самих стихов. А еще недавно он с удивлением обнаружил, что у него собралась целая коллекция стихотворений, написанных по разным поводам, по просьбам друзей, о коллегах-оружейниках – памяти конструктора Владимира Александровича Ярыгина, директора завода Василия Сергеевича Чугуевского и др. Хотя сам Сергей никогда не считал это высокой поэзией и не хранил тексты специально, это еще один повод встретиться с ним в литературной гостиной библиотеки.