Презентация монографии «Смеховая культура в современном мультикультурном пространстве»

29 марта на заседании клуба «Край удмуртский» Национальной библиотеки УР состоялась презентация монографии «Смеховая культура в современном мультикультурном пространстве».

Авторы книги – Александр Иванович Лаврентьев, канд. филол. наук, руководитель Центра американистики Института языка и литературы УдГУ, и Виктор Леонидович Шибанов, канд. филол. наук, зам. директора по научной работе Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.

 

Издание стало итогом одноименного исследовательского проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом, в рамках которого авторами было опубликовано также свыше десятка статей в научных сборниках и периодических изданиях, вышедших в Москве, Минске, Ижевске и т. д.

 

Открывая заседание клуба, заместитель директора НБ УР Анна Леонидовна Семенова сказала: «Юмор занимает большое место в системе нашей коммуникации. В идеале, чтобы лучше понимать друг друга, мы должны знать не только специфику категории комического как части эстетических представлений своего народа, но и иметь представление о смеховой культуре других народов. И новая книга дает нам такую информацию».

 

Монография посвящена смеховой культуре народов, находящихся в силу исторических причин в положении меньшинства. Авторы, исследуя обширный материал, делают вывод, что в современных условиях глобализации и мультикультурализма преимущественное развитие в этих культурах получает комическое творчество как одно из средств сохранения самобытности народа.

 

Как отметил А. И. Лаврентьев, исследование в целом ориентировано на мультикультурное пространство, и в качестве материала были взяты литературные произведения финно-угорских и некоторых поволжских народов России, а также североамериканских индейцев. Замысел книги состоял в том, чтобы с помощью разработанной западными учеными методологии сопоставить максимально удаленные друг от друга миноритарные культуры (у которых, казалось бы, нет ничего общего), и доказать, что их общий статус меньшинства вынуждает данные культуры разрабатывать смеховой сегмент – в отличие от «больших» культур, которые субъективно не ощущают себя ущемленными и тяготеют к трагедийному модусу.

 

Возможно, для культуры малых народов это наиболее эффективный путь развития, как предполагает другой автор издания – В. Л. Шибанов. Наиболее оригинален смех в таких произведениях, в которых комическое начало не является определяющим, а находится в тесной связи с трагическим, героическим, драматическим и др. При этом посредником между разными мирами, соединяющими их художественное пространство, является образ трикстера. «Трикстер – это архетип в мифологии, фольклоре и религии, демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника, – пояснил В. Л. Шибанов. – Он привносит элементы хаоса в существующий порядок, и результат действия трикстера непредсказуем даже для самого трикстера. Так, в общероссийском контексте особо привлекателен феномен “Бурановских бабушек”, одновременно бросивших вызов как миру шоу-бизнеса, так и репертуару фольклорных коллективов страны, – очевидное проявление трикстерства на современном этапе развития национальных культур».

 

«Следуя логике исследования, – завершил свое выступление В. Л. Шибанов, – я пришел к выводу, что мы все так или иначе трикстеры. И мы, авторы – как два трикстера, два провокатора, – так и работали в рамках гранта».

 

Провокационный и полемичный характер книги отметила и ее рецензент – канд. филол. наук, зам. директора Научно-исследовательского института национального образования УР Вера Григорьевна Пантелеева. «Мне было чрезвычайно интересно рецензировать эту книгу. Она апеллирует к грамотному и подготовленному читателю, являясь своего рода тренировкой ума. Кроме того, участие в проекте Виктора Шибанова всегда предполагает некое хулиганство. Так было в его совместном труде с Сергеем Васильевым “Под тенью зэрпала (дискурсивность, самосознание и логика истории удмуртов)” – эта книга и сегодня остается уникальной по содержанию и парадоксальности суждений. Также и новая работа – здесь есть о чем поговорить. Например, для меня спорным кажется включение в исследование феномена “Бурановских бабушек” – насколько этот музыкально-медийный продукт уместен в контексте словесной, вербальной культуры? Этот вопрос для меня остается открытым. Но я рада этой новой книге, и она не могла не появиться – ведь после выхода монографии А. Н. Уварова «Художественное своеобразие удмуртской сатиры» прошло уже почти сорок лет. Я жму руку обоим авторам и желаю им успеха. Надеюсь, что они будут продолжать свои исследования».

 

Презентацию научного исследования организаторы мероприятия постарались сделать соответствующей теме – веселой и неформальной, тем более что она проходила накануне Дня смеха. Участники встречи посмотрели видеосюжет «Смех в традиционной культуре удмуртов (обряд “каша”)»; с историей возникновения первоапрельского праздника присутствующих познакомила руководитель Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии Галина Александровна Сергеева; с рассказом о работе с юмористическим материалом выступил актер Национального театра УР Вячеслав Николаевич Красноперов; частушки на русском и удмуртском языках исполнили студенты УдГУ.

 

Мероприятие сопровождала книжная выставка «Смеяться, право, не грешно...». Ее первый раздел составили научные издания, в которых изучается смеховая культура (В. Я. Пропп «Проблемы комизма и смеха», Ю. Б. Борев «Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия», А. Н. Уваров «Художественное своеобразие удмуртской сатиры», А. И. Лаврентьев «“Черный юмор” и американский характер» и др.). Во втором разделе экспонировалась художественная литература Удмуртии – юмористические жанры и произведения с элементами иронии и сатиры (В. Садовников «Пань-пань – котэм нянь» = «Васютка-неумеха», А. Ушаков «Шулдыр ӝыт» = «Веселый вечер», Рашид Хайдар «Ачим» = «Сам», У. Бадретдинов «Серекъян – адскисьтэм кужым» = «Смех – невидимая сила», Г. Пронина «Самоволка», О. Парфенова «Звонок из Парижа», А. Фоминов «Смешное в серьезном» и др.), а также произведения 1920–1970-х гг., отражающие трансформацию архетипа трикстера в удмуртской литературе (К. Яковлев «Куашкам Матёк», Кедра Митрей «Секыт зӥбет», М. Волков «Парсь Петя», М. Коновалов «Вурысо бам», Г. Медведев «Лӧзя бесмен», П. Блинов «Улэм потэ», Г. Красильников «Тӧлсяська»). Юмор в изобразительном искусстве и сценографии Удмуртии – тема третьего раздела выставки. Здесь были представлены репродукции работ В. Пахомова, Л. Прозорова, И. Безносова, О. Санникова, М. Вахрина, С. Виноградова и др., изоматериалы к современным постановкам Государственного национального театра УР и др.

Опубликовано: 03.04.16. Прочитано 5382 раз Последнее изменение 08.09.23

Материалы по теме

<>
18.08.25

Рафит Минлэн выль кылбур бичетэныз тодматскон ортчоз

22-тӥ гудырикошконэ 18.00 часын удмурт кылбурчилэн Рафит Минлэн (1966–2022) «Каргурезьын югдо чияпу сяськаос» книгаеныз тодматскон ортчоз Йӧскалык лыдӟетъюртын.

14.08.25

Презентация новой книги Рафита Мина

22 августа в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоится презентация нового сборника Рафита Мина «Каргурезьын югдо чияпу сяськаос» («Белоснежной вишней светится Каргурезь»).

06.08.25

Презентация поэтического сборника «Ситцевые рассветы»

13 августа в 18.30 в Национальной библиотеке УР состоится презентация нового поэтического сборника Людмилы Ларкиной «Ситцевые рассветы». 

18.04.25

Подобрать правильный ключик: о презентация книги Т. Душенковой «Коды удмуртской культуры»

15 апреля в Национальной библиотеке УР прошла презентация новой монографии Т. Р. Душенковой «Коды удмуртской культуры».

16.05.25

«Народный художник деревни Верхний Люк»: к 80‑летию Игоря Безносова

14 мая очередное заседание клуба «Край удмуртский» Национальной библиотеки УР было посвящено 80‑летию со дня рождения художника, графика, монументалиста, заслуженного деятеля искусств УР Игоря Александровича Безносова (9 мая 1945 – 21 октября 2012).