Во всех культурах мира кошка и собака представлены как амбивалентные и антагонистические образы. Между ними всегда предполагается некая невидимая борьба. При этом собака имеет больше положительных качеств, а кошка – отрицательных. Действительно ли это так? Как обстоит дело в удмуртской культуре?
В удмуртской мифологии собака играет важные роли, и не всегда положительные. В одной из легенд собака поддается уговору Шайтана, который обманом приблизился к человеку и осквернил божье создание. Согласно другому сюжету, собака заступилась за человека, когда Инмар отнял у людей хлеб. Она попросила немного хлеба для себя, поскольку не была ни в чем виновата, и с тех пор люди едят «собачью долю», а также должны кормить собаку всю жизнь. Собакам приписывали способность видеть нечистую силу и т. п. Многочисленные приметы, загадки, паремии сохранили удивительные наблюдения за повадками животного.
Исследователи отмечают, что в пермских культурах кошка первоначально была наделена сакральным статусом. У коми-пермяков женщина и кошка отвечают за грациозность, гибкость, самодостаточность. Казымские ханты до сих пор сохранили древнюю традицию почитания кошки. В удмуртской культуре кошка не имеет привилегированного положения. Это объясняется тем, что под воздействием христианизации ее образ был демонизирован. Настороженное отношение к кошкам отразилось в удмуртских пословицах, поговорках, загадках и других вербальных текстах, где подчеркивается связь животного со сверхъестественным.
Общее, что есть в отношении удмуртов к кошке и собаке, – это представление о них как о медиаторах – посредниках между мирами. Народная магия использовала и то и другое животное в различных обрядах. Они часто описываются в сказках, становятся метафорой человеческих отношений и т. д.
Подробнее обо всем вышесказанном и некоторых других нюансах национального мировидения вы узнаете на лекции. Приглашаем всех желающих.
Вход свободный.
___________________
* В оформлении новостной заставки использован фрагмент работы ижевского художника Е. Ведерниковой «Ткачихи».