Предметный код – это универсальный способ систематизации, упорядочения или маркировки окружающего мира и его фрагментов. Сюлык – один из элементов удмуртского женского национального головного убора, украшенный особенным образом: в каждом углу его квадратного полотна, а также в центре вышивали древовидную фигуру – Мировое древо, символизирующую трехчастный миропорядок (небесный мир богов, мир людей и мир подземный – мир мертвых). В зависимости от цвета и орнамента платка можно было узнать возраст и статус его обладательницы. Сюлыком назывался также алтарь, который сооружали для моления богу – творцу мира и хранителю миропорядка Инмару. Сегодня сюлык утратил свою бытовую и ритуальную функцию, а вот в прошлом знаковость его для традиционной культуры была велика. В чем она состояла, будет рассмотрено на лекции.
Попытка «реабилитировать» столь значимый для удмуртской культуры предмет была предпринята в детективной повести Е. Миннигараевой «Сьӧд сюлык» («Черный платок»), где удмуртский платок-покрывало является сюжетообразующим элементом и по ходу действия сопоставляется с Платом Пресвятой Богородицы – христианской святыней, которая хранится в Шартрском соборе Парижа. Схожесть символики и значимости двух головных уборов в разных культурных традициях – удмуртской, языческой (сюлык) и православной, христианской (Покров Пресвятой Богородицы) – еще один аспект заявленной темы, который будет рассмотрен лектором.
Приглашаем на лекцию всех желающих.
Вход свободный.