Т. Р. Душенкова – старший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН. В сферу ее научных интересов входят проблемы лингвокультурологии, этнолингвистики, концептосферы удмуртского языка, невербальной семиотики, языковой семантики, философии языка и др.
Что такое культурный код? Как он проявляется в языке и культуре народа? Обо всем этом вы сможете узнать на лекциях нового научно-популярного цикла. Вы окунетесь в необыкновенный мир удмуртского языка, богатого вербального и культурного наследия. Вам откроются тайны, доступные только пытливым и чутким ценителям. Фито- и зооморфный, предметный и астрономический коды удивят вас своим богатством и всепроникающей семантикой.
Лектор расскажет вам
- какое отношение имеет последовательность Фибоначчи к числовому коду удмуртов;
- был ли у финно-угорского народа свой гороскоп;
- какова роль культа солнца и луны в культуре и языке удмуртов;
- что объединяет удмуртский сюлык и Покров пресвятой Богородицы;
- как древние удмурты относились к камню;
- почему были мифологизированы образы хвойных деревьев и хищных птиц;
- почему оштолэзь не имеет никакого отношения к быку;
- как яблоневый цвет стал воплощением младенца и многое-многое другое.
Первая лекция – «“Код да Винчи” по-удмуртски: универсальное и национальное в числовом коде современного фэнтези» – раскроет слушателям числовой код современного удмуртского фэнтези на примере книги Елены Миннигараевой «69 ар ортчыса...». Писательница актуализирует древние знания удмуртов, а ее произведение – это послание современным детям, зашифрованное в увлекательном тексте и представленном в виде компьютерной игры. При помощи сакрального пароля дети попадают в мир богов. Каждая деталь повествования, каждое число и вещь раскрывает свой закодированный смысл, но только при очень внимательном прочтении и с привлечением этнокультурологических комментариев. Мир современного фэнтези позволяет на время воссоздать некоторые реалии мифологического мышления Золотого века удмуртов, пройти возрастные инициации и т. д.
Приглашаем на лекцию всех желающих.
Вход свободный.