Николай Семенович Байтеряков (9 авг. 1923 – 1 апр. 1997) – поэт-фронтовик, народный поэт Удмуртии, лауреат Госпремии Удмуртской Республики.
- «Нелегко писать о своей жизни. Еще труднее говорить о своем творчестве, – писал Н. Байтеряков в предисловии к своему сборнику стихов “Над родником” (1977). – И правда, о чем же писать? То ли о пройденных дорогах, то ли о том, как возникли стихи. Только не отделить одно от другого. Жизнь и стихи связаны воедино».
Родился поэт в с. Варзи-Ятчи Алнашского р-на УАССР. В шестом классе впервые услышал удмуртские и русские народные песни в профессиональном исполнении. «Мои друзья сидели и шептались – понятно, ребята есть ребята. А я от хорошей песни плакал. С тех пор от души полюбил народную песню», – вспоминал поэт. (Не случайно спустя годы десятки его стихов станут песнями.) Через год в школу приехали удмуртские поэты Иван Дядюков и Филипп Кедров – они и зажгли в мальчишке любовь к стихам.
В 1938 г. после окончания сельской школы Н. Байтеряков поступил в Можгинское педучилище, где принимал активное участие в работе литературного кружка (его вел удмуртский детский писатель Ф. Г. Александров). Первое его стихотворение – «Тямыс март» («Восьмое марта») было напечатано в газете «Дась лу!» в 1938 г., а через год оно вошло в коллективный сборник «Шудо пинал дыр» («Счастливое детство»). Из‑за болезни Н. Байтеряков был вынужден прервать учебу, после чего работал на Сарапульском кирпичном заводе, на лесоповале, на строительстве железной дороги Ува–Кильмезь. С 1942 г. сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Вернулся домой в 1947 г. с орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В 1951 г. окончил двухгодичную областную школу в Ижевске. Работал в партийных органах, в районной газете «Ленинское знамя» (г. Можга). В 1959–1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве.
- «Поэзией стал заниматься по-настоящему после демобилизации из армии. Мне повезло: встретился с Михаилом Петровым. Он помог мне как родному брату. С тех пор с поэзией не расставался. Хочется сказать слова благодарности и Андрею Бутолину, Афанасию Лужанину, Тимофею Шмакову, Степану Широбокову... Они научили меня понимать красоту поэтического слова, помогли найти себя в поэзии» («Над родником»).
Николай Байтеряков – автор 11 стихотворных и 4 прозаических книг на удмуртском языке – практически все первые их издания представлены на выставке. Стихи поэта печатались в республиканской и центральной периодике (в журналах «Нева», «Дружба народов», «Наш современник», «Волга» и др.), переведены на более чем 20 языков народов мира. Переводами занимался и сам Байтеряков: переводил на удмуртский язык своего любимого Есенина, а также стихи уральского поэта Леонида Шкавро, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Кулиева и других авторов. Ему же принадлежит удмуртский перевод сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Пичи принц» впервые был опубликован в газете «Дась лу!» в 1989 г. (В апреле текущего года в библиотеке прошла презентация еще одного перевода всемирно известной сказки – на бесермянский язык: эта работа, безусловно, ориентировалась и на байтеряковский текст.)
В экспозиции выставки стихи Н. Байтерякова представлены и в переводах на русский язык О. Поскребышева, В. Семакина, Г. Пагирева, Г. Фролова и др. Это первый русскоязычный сборник «Вдоль серебряной Варзи» (1966), «Черемуха в цвету» (1977), «Над родником» (1977), «Серебряная лодка» (1989) и фундаментальное двуязычное издание «Жин азвесь крезьгурен» = «Серебряная мелодия» (сост. Л. Айтуганова, 2003), включающее стихотворные произведения поэта, созданные на протяжении всей его пятидесятилетней творческой биографии, в том числе самые ранние, сохранившиеся в довоенных номерах газеты «Дась лу!», в записных книжках, на отдельных листах, в письмах к родным и близким, а также написанные в последние годы жизни.
В отдельный раздел выставки вошли учебные хрестоматии, антологии, коллективные сборники, включающие произведения поэта. Часть экспозиции составляют публикации песен на стихи Н. Байтерякова, написанных композиторами Г. Ганьковым, Г. Корепановым-Камским, П. Кузнецовым, Н. Постниковым и др.
Подборку критико-литературоведческих и биографических изданий, мемуарных публикаций из фонда библиотеки найдут на выставке те, кого привлекает исследование творчества Н. Байтерякова.
- О значимых событиях в жизни поэта и его активной общественной работе, о росте мастерства, лирической природе его творчества, тематике и символах его стихов можно узнать в статьях второго тома «Истории советской удмуртской литературы» (сост. В. Ванюшев, 1988) и монографии венгерского литературоведа Петера Домокоша «История удмуртской литературы» (1993).
- В монографии Л. Д. Айтугановой (Кутяновой) «Сюлэмысен кутске кырӟан» («Песня рождается в сердце», 1998) рассматриваются особенности поэтической манеры поэта. В книгу включены также статьи о его жизни и творческом пути А. Ермолаева, В. Ванюшева, В. Романова, интервью Н. Белоногова, размышления самого Н. Байтерякова.
- Материалы республиканской научно-практической конференции, вошедшие в сборник «Байтеряковлы сӥзем лыдӟонъёс» («Байтеряковские чтения», 2009), посвящены различным аспектам изучения творчества поэта, в том числе в школе, определению его места в удмуртской и мировой литературе. В этой связи интересна статья Н. В. Лекомцевой «Отзвуки мировой и отечественной классики в мелодиях «сердечного крезя» – народного поэта Удмуртии Н. С. Байтерякова».
- О влиянии поэзии С. Есенина на творчество Байтерякова пишет в своей книге «Сергей Есенин в контексте удмуртской поэзии и искусства: удмуртская есениниана» (2005) Н. В. Витрук.
- Об особом направлении в поэзии, которое создал Байтеряков в 1960–80‑х гг., пишет в своей статье «Кырӟась кылбурчи» («Поющий поэт») Л. П. Федорова и дает анализ некоторым его стихотворений (Кенеш. 2008. № 8).
- Собственные размышления о природе поэтического творчества Байтерякова, на основе исследований Л. Айтугановой и Н. Лекомцевой, приводит в монографии «Туала удмурт кылбурет ӟуч но кунсьӧр литератураослэн герӟетазы» («Современная удмуртская поэзия в контексте русской и зарубежной литератур», 2022) Л. В. Шибанов.
- Интервью с поэтом, в котором он делится воспоминаниями о детстве, о своих первых заметках на страницах газет «Алнаш колхозник» и «Дась лу!», об учебе в Можгинском педучилище и мн. др., можно почитать в книге А. Лаптева «Тӥ учке чемгес ӵукпала» (2008).
- О том, как создавался известный портрет поэта – «Поэт-фронтовик Н. С. Байтеряков» [фрагмент репродукции картины использован в оформлении заставки], о встречах с ним рассказывает в статье «Кельтӥсько кагаз вылэ тустэ» (Кенеш. 2015. № 11/12) народный художник Удмуртии П. В. Ёлкина.
Приглашаем на выставку всех желающих.
Вход свободный.