Вечер открыл министр культуры УР Владимир Михайлович Соловьев. «2025‑й неофициально стал в Удмуртии годом Алексея Павловича Холмогорова. С начала года по всей республике проходит множество выставок его работ, других мероприятий, посвященных творчеству художника. Их проведении – это прекрасная возможность не только отметить 100‑летний юбилей мастера, но и обсудить актуальные вопросы сохранения и популяризации культурного наследия Удмуртии», – отметил в своем выступлении Владимир Михайлович.
В год столетия народного художника Удмуртии и России Министерство культуры УР, при поддержке генерального директора предприятия «Фирма Август» Эдуарда Владимировича Букина, учредило премию в области изобразительного искусства имени А. П. Холмогорова, которой удостаиваются художники, чье творчество отмечено значительными произведениями. Первым лауреатом этой премии стал живописец, график, засл. деятель искусств УР, народный художник УР, член Творческого союза художников России Валентин Леонидович Белых.
Интересное выступление подготовила к вечеру давний друг нашей библиотеки – художник‑реставратор ткани, руководитель студии народной одежды «Дэрем» Татьяна Никитична Москвина. Она представила «живую» реконструкцию картины Холмогорова «Молодая мать‑удмуртка» и на примере модели рассказала о традиционных народных удмуртских костюмах, поделилась своим видением того, как в работах Холмогорова воплощен образ удмуртской женщины, каковы особенности его портретной живописи.
Имя Алексея Павловича Холмогорова тесно связано с Удмуртским государственным университетом. Художник является одним из основателей и первых преподавателей художественно‑графического факультета (ныне – Институт искусства и дизайна УдГУ): он пригласил в Ижевск коллег из других городов, организовал первые приемы студентов и сам учебный процесс. На вечере выступил директор Художественного музейно‑образовательного центра Института искусств и дизайна УдГУ Дмитрий Александрович Дриаев, который в настоящее время занимается диссертационным исследованием, посвященным жизни и творчеству А. П. Холмогорова. Он рассказал о своей работе, осветив проблемные моменты в изучении творческой биографии художника. Это, во‑первых, нехватка документального материала. Далее, затруднение вызывает «географический разброс» работ художника: многие из них находятся в государственных музеях и частных коллекциях, в связи с чем нет пока полного представления о наследии мастера.
Настоящей проблемой является текущее состояние большинства картин Холмогорова, хранящихся в запасниках Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. А между тем открытие 29 октября 1980 г. в Ижевске этого музея стало весомым вкладом самого А. П. Холмогорова в развитие изобразительного искусства Удмуртии. За годы своего существования музей стал хранилищем живописных и графических работ выдающихся художников республики – Семена Николаевича Виноградова, Менсадыка Гариповича Гарипова, Петра Васильевича Ёлкина, Вячеслава Ильича Михайлова и многих других. На вечере выступил первый директор музея – д‑р ист. наук, канд. искусствоведения, засл. деятель искусств УР Евгений Федорович Шумилов – автор по существу единственного искусствоведческого исследования творчества Холмогорова (монография «Алексей Павлович Холмогоров» [Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 144 с.] доступна для чтения в Национальной электронной библиотеке УР). Евгений Федорович предостерег слушателей от идеализированного представления о жизни художника, которое может сложиться после юбилейных «здравиц». Судьба А. П. Холмогорова была полна трудностей и трагических испытаний, которые закалили его характер и сформировали уникальный художественный взгляд. «Если ты не испытывал страданий, ты не сможешь понять человека», – подчеркнул Евгений Федорович, сравнивая Алексея Павловича с великими художниками прошлого, такими как Ван Гог и Рембрандт. По мнению искусствоведа, именно сложные жизненные испытания сделали художника тонким психологом, умеющим видеть и передавать характер человека, его национальные особенности, глубину образа.
Особое внимание Е. Ф. Шумилов уделил живописному мастерству художника, отметив, что именно Холмогоров стал первым, кто передал антропологические черты удмуртского народа в своих полотнах. «Он был не просто художником, а народным живописцем, потому что люди понимали и любили его творчество». Кроме того, импрессионизм в удмуртском искусстве – мягкая, плавная и воздушная живопись, наполненная сочными красками и глубоким психологизмом, – мы впервые тоже наблюдаем в творчестве Алексея Холмогорова.
От имени всех бывших учеников А. П. Холмогорова на вечере выступили два ныне народных художника Удмуртии – засл. художник России Петр Васильевич Ёлкин и засл. работник культуры УР и РФ, директор Детской школы искусств № 11 им. Васнецова г. Ижевска Алексей Алексеевич Плотников. Они поделились воспоминаниями о том, как проходило их обучение под руководством Холмогорова, какие ценности он прививал своим юным коллегам.
Почетными гостями вечера стали дочь художника, засл. работник здравоохранения УР Мария Алексеевна и ее муж, бывший сталевар ПО «Ижсталь» Василий Григорьевич Стерхов. Наследие Алексея Павловича Холмогорова будет сохранено и живо в памяти потомков в том числе и благодаря трепетному отношению к нему и просветительской деятельности членов семьи художника. Огромную ценность в изучении живописных и графических работ А. П. Холмогорова представляет сохранившаяся в домашнем архиве коллекция, до недавнего времени не экспонировавшаяся. Дальнейший детальный анализ неизвестных ранее рисунков Холмогорова даст возможность глубже осмыслить становление и эволюцию творческого метода художника, его новаторские поиски.
В заключение вечера выступила директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина. Она отметил, что библиотека формирует коллекцию книг и статей, посвященных творчеству выдающихся художников Удмуртии, одним из которых, бесспорно, являлся Алексей Павлович Холмогоров. Этот фонд, в том числе в оцифрованном виде, доступен всем интересующимся историей удмуртского изобразительного искусства. Так, на небольшой книжной выставке, подготовленной к вечеру, можно было познакомиться с искусствоведческими изданиями и каталогами, статьями из газет и сборников, комплектами открыток, посвященными разным периодам творчества А. П. Холмогорова. Уникальным экспонатом стали оригиналы акварелей Алексея Павловича – иллюстрации к книжке З. Бахаровской «Солнышко с нами» (выпущена в издательстве «Удмуртия» в 1967 г.), которые любезно предоставили родственники художника.