Герман Афанасьевич Корепанов (1924–1985) – выдающийся удмуртский композитор, певец, музыкальный педагог, засл. деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958) – родился в с. Селты УАССР. В 1949 г. окончил дирижерско-хоровое отделение Ижевского музучилища, в 1950‑м – Казанскую консерваторию. К этому времени относятся его первые – песенные – сочинения: «Мон тодам ваисько», «Зарни нянь», «Паймод, эке» (всего в жанре удмуртской массовой песни им создано около 200 произведений). В 50–60‑х гг. Герман Афанасьевич создает ряд произведений, ставших основой дальнейшего развития удмуртской академической музыки: первую удмуртскую оперу («Наталь», 1961), первое симфоническое сочинение («Симфония № 1», 1964), первую удмуртскую фортепианную сонату (1968), скрипичные пьесы, песни для детей и др. Его важнейшие произведения последних лет жизни – опера «Мятеж» (написана вместе с сыном А. Корепановым; поставлена в Ижевске в 1980 г.) и Вторая симфония.
На выставке экспонируются книги и статьи из периодических изданий, посвященные жизни и творчеству Г. А. Корепанова, нотные издания его произведений, рукописи и личные вещи из домашнего архива композитора.
- Как рождаются песни и как складывается их удьба? Об этом рассказывает сам Герман Афанасьевич в статье «Рождение песни» («Радиовещание Удмуртии. Страницы истории и современность». Ижевск, 1997): как создавалась мелодия на стихотворение Ашальчи Оки «Мон тодам ваисько», как с волнением он слушал песню в исполнении хора и поверил в себя: «Я буду композитором!».
- В сборник воспоминаний современников Г. А. Корепанова «Мон тодам ваисько... Я тебя вспоминаю» (сост. А. Н. Голубкова, А. Г. Корепанов. Ижевск, 2014) вошло более пятидесяти статей поклонников его творчества – писателей, музыковедов, художников, артистов и др. деятелей культуры, а также родственников композитора (А. Аветисян «Его мелодии всегда возносятся ввысь», Л. Б. Вихарева «В нашем доме обстановка удивительная была!», Г. Н. Бехтерев «Я был поражен красотой музыки», З. А. Богомолова «Удмуртский Глинка», Ю. Л. Толкач «Герман Корепанов: штрихи к портрету» и др.).
- В учебном пособии А. Н. Голубковой и А. Г. Корепанова «Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века» (Ижевск, 2008) наследие одного из основоположников удмуртской академической музыки рассматривается на фоне истории развития культурных процессов и исполнительства, прослеживаются связи с литературой, выявляются национальная специфика и фольклорные традиции и мн. др.
- Судьба композитора была полна драматических событий, но также и невероятных случайностей и совпадений. Об этом читайте в статье А. Вардугиной «Герман Корепанов: верность мечте» («Деловой квадрат». 2013. № 13).
- Об истории семьи и тесной связи ее с Ижевским музыкальным училищем (ныне – Республиканский музыкальный колледж) пишет сын композитора – Александр Корепанов в статье «Музыкальное училище в судьбе целой династии» («Профессиональное образование в Удмуртской Республике». 2019. № 3).
Экспонаты выставки будут снабжены QR‑кодами, пройдя по которым, можно почитать книгу или статью, послушать музыку композитора в Национальной электронной библиотеке УР.
Открытие выставки пройдет с участием артистов Удмуртии, родственников композитора.
Приглашаем всех желающих.
Вход свободный.
_________________
* В оформлении заставки использована картина А. П. Холмогорова «Портрет композитора Г. А. Корепанова» (1966).