Начиная вечер, его ведущая – директор библиотеки Татьяна Владимировна Тенсина отметила: «Вековой юбилей Зои Алексеевны Богомоловой дает нам прекрасную возможность поделиться друг с другом добрыми воспоминаниями о ней, выразить чувства восхищения ее яркой жизнью, в которой было много дел и открытий, ее незаурядной личностью».
Имя Зои Богомоловой – знаковое для Удмуртии. Ее литературоведческая, просветительская и творческая деятельность явилась бесценным вкладом в культурную жизнь республики, которая стала для нее второй родиной. Коренная оренбуржская казачка, Зоя Алексеевна восхищалась природой нашего родникового края, любила и уважала трудолюбивый удмуртский народ, а литературу республики выбрала областью своих научных интересов.
Тон встрече задало выступление д-ра ист. наук, этнографа Владимира Емельяновича Владыкина: «Логично, что вечер воспоминаний проводится в библиотеке. Зоя и библиотека – это два неразрывных понятия, и жизнь свою она посвятила книге. Это была необыкновенная женщина. Наверное, не было в Удмуртии человека, который не знал бы Зою Алексеевну. Многие удмуртские литераторы почтительно называли ее матушкой, а ее природная доброта притягивала к ней сильнее магнита».
Эту черту личности Зои Алексеевны в течение вечера отметили абсолютно все выступающие. «Не было поэта, о ком бы она не сказала доброго слова, – вспоминал канд. филол. наук, критик Александр Григорьевич Шкляев. – Она была примиряющей силой в нашем Союзе писателей и являла собой живое воплощение лучших традиций русской интеллигенции».
Среди тех, кто работал и дружил с Зоей Алексеевной, был д-р хим. наук, бывший проректор УдГУ Сергей Максимович Решетников. На вечере он поделился своими воспоминаниями о коллеге – «этом необыкновенном человеке, которому не было равных по культуре и обаянию». Пригласив Сергея Максимовича к выступлению, Татьяна Владимировна зачитала отрывок из рассказа-посвящения Зое Алексеевне, написанного Н. Варламовой, выпускающим редактором литературно-художественного и публицистического журнала «Италмас». Он был опубликован в № 3 за 2012 г. – номере, впервые вышедшем без участия главного редактора и инициатора создания журнала – Зои Богомоловой и посвященном ее памяти...
Наталья Варламова писала о последней встрече с Зоей Алексеевной у нее дома, вспоминала, в частности, других ее гостей:
- Первое, о чем я подумала, с трудом открыв неподдающуюся дверцу, были мужчины: те, кто часто бывал в гостях у Зои Алексеевны, дарил ей цветы, целовал прекрасной лепки руки, – словом, боготворил и поклонялся. Мысль была простой: вместе с цветами им все-таки надо было бы приносить с собой ящик с инструментами – забить гвоздь, отремонтировать капающий кран, починить, в конце концов, несчастную дверцу антресолей. Я знала только одного такого мужчину. Приходя к Зое Алексеевне на заседание редакционной коллегии «Италмаса», Сергей Максимович (Решетников. – Ред.) первым делом вкручивал лампочки над большим рабочим столом, заваленным письмами, рукописями, журналами и книгами, и «замыкал» на кухне вечно «оттыкающийся» провод телефона, поставленного там для облегчения жизни хозяйки и звонящего почти беспрерывно.
Сергей Максимович принимал активное участие в работе журнала, был автором ряда публикаций в нем. В тот памятный номер 2012 года вошло и его посвящение – «Феномен Зои Богомоловой»: он вспоминал о значимых республиканских литературных форумах, «душой» которых была Зоя Алексеевна, о ее магнетической личности. А еще в его очерке мы читаем такие строки:
- В частной беседе однажды Б. Н. Шульга (ректор УдГУ. – Ред.) в шутку сказал: «Как много красивых и умных женщин в коллективе УдГУ, и они сильно отличаются от женщин механического института». Нельзя было, конечно, не обратить внимание на одну из самых заметных «филологинь» – Зою Алексеевну. Взоры всех мужчин притягивали ее необыкновенная красота, безукоризненная одежда в классическом стиле, которому она никогда не изменяла, королевская стать.
Действительно, Зоя Алексеевна была не только известным и уважаемым человеком, но и одной из красивейших женщин. Классический тип ее красоты не раз привлекал к себе внимание писателей, поэтов и художник – они посвящали ей свои стихи и рассказы, писали ее портреты. В их числе был и Владимир Солоухин, с которым Зоя Алексеевна впервые встретилась на писательском съезде в Москве. Известный рассказ писателя «Черное платье» – это как раз о той их первой встрече, которая выросла потом в дружбу на всю жизнь. Отрывок из рассказа В. Солоухина на вечере прочел актер Государственного национального театра УР Алексей Котков.
Образ Зои Алексеевны вдохновлял и художников России и Удмуртии. Ее портреты в настоящее время хранятся в Национальном музее УР им. К. Герда. Один из портретистов – народный художник Удмуртии Петр Васильевич Ёлкин, с которым Зою Алексеевну до последних дней связывала крепкая дружба, – писал ее неоднократно. «В молодости я боялся к ней подойти, – признался на вечере Петр Васильевич, – но зато часто приходил на ее лекции, сидел за последней партой и рисовал ее. Она удивлялась мне, молчаливому слушателю, но затем у нас завязалась дружба. Бог дал большое счастье встретиться с таким человеком».
Зое Алексеевне всегда была присуща активная жизненная позиция. Более 30 лет она руководила Советом по литературе и искусству Республиканского общества «Знание», являлась членом Удмуртского республиканского межнационального культурно-просветительского центра «Многоцветье», с 1989 г., собрав вокруг себя коллектив единомышленников, руководила Федерацией женщин творческих профессий.
«Впервые я увидела Зою Алексеевну на семинаре заведующих по пропаганде. Когда она встала перед трибуной и начала говорить, мы ничего толком и не слушали, потому что завороженно разглядывали ее», – поделилась своими первыми впечатлениями о З. А. Богомоловой засл. работник культуры РФ и УР Анэтта Петровна Сидорова. Впоследствии ей как министру культуры республики (1984–1995) приходилось сотрудничать с Зоей Алексеевной не раз, и вместе они внесли немалый вклад в деятельность общественных организаций Удмуртии, ее культурную и литературную жизнь.
С большим интересом участники встречи прослушали видеовыступление, которое прислала из Москвы в адрес организаторов вечера внучка Зои Алексеевны Анна Генералова, юрист по образованию.
Очень тесно деятельность Зои Алексеевны Богомоловой была связана с библиотеками республики, в том числе с Национальной библиотекой УР. Талант общения, любовь к книге, высокое стремление к популяризации литературы и открытию новых имен, эмоциональная окраска ее выступлений всегда находили горячий отклик у всех участников встреч с нею.
Национальная библиотека УР бережно хранит всё творческое наследие Зои Алексеевны Богомоловой – ее почетного читателя. Это более десятка монографий и других книг, в которых она выступала как редактор, составитель, автор предисловия или идейный вдохновитель, это свыше двухсот статей, посвященных литературе Удмуртии и конкретным писателям, ее устные мемуары (кстати, именно с этих записей началась работа Национальной библиотеки по созданию коллекции устных мемуаров знаменитых людей республики). Большую часть литературоведческих и других работ Зои Алексеевны можно было увидеть на книжной выставке «Свет души, свет слова...», которую подготовили к мероприятию сотрудники Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии. Выставка экспонировалась в фойе библиотеки.
В 2014 г. по инициативе Национальной библиотеки УР и при поддержке Министерства культуры УР Правительством УР была учреждена премия имени Зои Алексеевны Богомоловой, которая присуждается в двух номинациях – «Литературная критика» и «Библиотека и чтение». На вечере были объявлены лауреаты премии прошедшего года. Дипломы лауреатам вручил министр культуры УР Владимир Михайлович Соловьев: в номинации «Литературная критика» – Александру Григорьевичу Шкляеву, канд. филол. наук, доц. каф. журналистики Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ, почетному читателю Национальной библиотеки УР; в номинации «Библиотека и чтение» – Библиотечно-культурному центру МО «Воткинский район».
В течение встречи звучало немало песен – народных удмуртских, в исполнении Государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай», и, конечно, казачьих, любовь к которым была впитана Зоей Алексеевной с детства. По ее воспоминаниям, вся семья была музыкальной: мама хорошо играла на саратовской гармошке, брат сам мастерил скрипки и сочинял для них мелодии. Всё это не могло не оставить в душе неизгладимый след. Казачьи песни исполнял на вечере ансамбль «Славянские напевы». А в конце встречи весь зал хором спел одну из любимых песен Зои Алексеевны – «Надежда».
- Есть ли рецепты выстоять перед натиском общественного негатива в души людей? Есть. Созидательное, аналитическое отношение к происходящему. И это прежде всего относится к женщине, всегда поставленной больше, чем мужчина, перед выбором. <...> Нас сама природа наградила такой энергией, крепостью, терпением, что мы иногда, теряя последние душевные резервы, все-таки выстаиваем. Надо только желать, отчетливо знать, что желаешь, ибо только в женском сознании и в женских душах четко разграничено добро и зло... (Зоя Богомолова)