«Создание миниатюрной книги требует исключительного мастерства во всех аспектах книжного производства, – говорится в статье Википедии “Миниатюрная книга”, – потому что к таким элементам, как переплеты, страницы и шрифт, иллюстрации и тематика, нужно подходить с учетом нового набора проблем». Что это за проблемы? Например, страницы миниатюрных изданий не раскрываются подобно страницам стандартных книг, потому что они недостаточно тяжелые, переплеты требуют тонких материалов, необходим особый подход к шрифтам, чтобы они были не только красивы, но и читабельны и мн. др. Одним словом, печатники берутся за создание миниатюрных книг, «чтобы проверить свои собственные технические возможности или продемонстрировать свое мастерство».
Всё это в полной мере относится к Нигмадзяну Мухаметхановичу Аглямутдинову и его «Анигме» – единственному в регионе издательству миниатюрной книги. За годы деятельности были выпущены десятки наименований книг, освоены разные виды переплета. В 2021 г. на конкурсе миниатюрной книги, посвященном 200‑летию Н. А. Некрасова, Н. М. Аглямутдинов вошел в тройку лучших переплетчиков России.
Книги «Анигмы» востребованы и за пределами республики – их выписывают коллекционеры. А вот казанский музей-квартира Мусы Джалиля заказывает миниатюрные сборники поэта крупными партиями – они являются важной частью памятной продукции, распространяемой музеем.
С чего же всё начиналось, откуда пришел интерес к миниатюрной книге? На встрече Нигмадзян Мухаметханович рассказал, что в ранние годы он вместе с сестрой, как и многие дети, увлекался изготовлением маленьких рукописных книжек. Но поворотным – определившим профессиональный путь – стал момент, когда он однажды увидел миниатюрное издание сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» – одного из своих любимых произведений. Захотелось научиться делать такие же книжки. Сначала сделал для себя – того же «Федота», потом сослуживцы с Мотозавода попросили – сделал еще десяток. Так и увлекся.
Впоследствии книжка не раз переиздавалась – мастер пробовал разные варианты оформления. А годы спустя одним из востребованных проектов «Анигмы» стало и продолжение «Федота». Как известно, «досказать» Леонида Филатова, который написал свою, ставшую популярнейшей, сказку в последний год работы в «Современнике», дерзнул другой актер этого театра – Андрей Аверьянов. Сумев пройти, что называется, «по лезвию бритвы», Аверьянов добился успеха, и теперь его авторский моноспектакль пользуется не меньшим успехом, чем филатовский. Именно в издательстве «Анигма» впервые вышел текст продолжения «Федота», после чего книгу стали заказывать люди из разных городов России, а также из‑за рубежа.
За годы работы «Анигма» выпускала в миниатюрных форматах как классику (Марина Цветаева, Николай Гумилев, Джек Лондон, Омар Хайям...), так и наших местных авторов. Последний проект Н. М. Аглямутдинова – «Поэтический дебют». В этой серии на сегодняшний день вышло уже 17 книг начинающих поэтов из разных районов Удмуртии. Важно отметить, что проект – это личная инициатива издателя. Нигмадзян Мухаметханович обращался в районные библиотеки с просьбой найти талантливых авторов из разных уголков республики и печатал их за собственный счет.
Проект «Поэтический дебют» продолжается. Одним из его изданий стал сборник игринской поэтессы Надежды Гололобовой, которая приняла участие в мероприятии. Она прочла несколько своих стихов, а также небольшой рассказ-зарисовку, посвященный издателю.
Говоря о своем любимом деле, Нигмадзян Мухаметханович затронул и такой непростой вопрос, как проблема авторского права, знакомая любому добросовестному издателю. Однако правовые трудности он старается преодолевать, тем более что этому иногда сопутствуют интересные встречи. Так, при установлении правообладания ему посчастливилось познакомиться с дочерью Николая Рубцова, близкими Мусы Джалиля.
В завершение встречи Нигмадзян Мухаметханович признался, что будет заниматься изготовлением и выпуском миниатюрных книг до тех пор, пока не найдет в Удмуртии преемника в своем деле. А еще он поделился мечтой – изготавливать украшения в технике филигрань. Что ж, наверное, это закономерно – ведь прилагательное филигранный означает также «выполняемый с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям».