Участникам встречи было предложено совершить литературно-историческое путешествие по древним преданиям, легендам, мифам и сказкам восточных славян, чтобы узнать – откуда в России появился всеми любимый «ёлочный» персонаж Дед Мороз.
Из рассказа ведущей слушатели узнали, что в разных странах есть персонаж, связанный с новогодними и рождественскими праздниками: в Америке – Санта-Клаус, в Швеции – Юльтумте, в Монголии – Увлин Унгун, во Франции – Пер-Ноэль, в Италии – Баббо-Натале. Многие из них восходят к христианским святым св. Николаю и св. Василию. В нашей стране Дед Мороз как персонаж новогодней елки появился в конце XIX – начале XX в. и к св. Николаю не имеет никакого отношения: в православной традиции Николай Чудотворец (Николай Угодник) никогда не выступал в роли дарителя и не соотносится ни с Новым годом, ни с Рождеством.
Российский Дед Мороз не имеет аналога ни у одного западного ёлочного персонажа. Часть его имени – Мороз – восходит к восточнославянской мифологии и обозначает природное существо, грозное, требующее уважения, которое необходимо было задабривать и просить не губить урожай. Другая часть имени – Дед – свидетельствует об отношении к нему как к старшему в роде (у славян деды – это умершие родители, духи предков, охранявшие благополучие рода). В зазывании Деда Мороза на елку сохранились народные представления о почитании желанного гостя, что соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей – предков или фольклорного Мороза. Дед Мороз по сути является предком-дарителем.
Медиабеседа была подготовлена по материалам локальной книжной выставки отдела социогуманитарной и естественнонаучной литературы «Трескун, Карачун, Студенец и другие предки Деда Мороза». В заключительной части встречи ее участники пели свои любимые песни о зиме и новогоднем празднике.