О том, как между богами света и тьмы, тепла и холода происходила нескончаемая борьба, рассказал в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся ученый-фольклорист Александр Николаевич Афанасьев. Зимние бури и вьюги считались порождением нечистой силы, которая отождествлялась с рыщущими по полям бесами в образе волков и медведей-шатунов. Так в наших преданиях и сказках появляется Мороз-Трескун, или Студенец – он приносит на землю стужу, ледяные ветры и метели, останавливает деятельность всего живого и погружает всё в крепкий сон. В представлениях крестьян Мороз – «низенький старичок с длинной седой бородой; зимою бегает он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами; если ударит он в угол избы, то непременно бревно треснет».
Известный отечественный историк, исследователь древнеславянской культуры Борис Александрович Рыбаков в своих трудах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» расшифровывает закодированные в языке события славянской истории. Из сохранившихся текстов мифов, сказок, легенд и преданий, рассматриваемых автором, вы узнаете, что бабушкой Деда Мороза по отцу была Небесная корова Амелфа (она же прабабушка Снегурочки), мать Деда Мороза – Буря Яга, позже превратившаяся в Бабу-Ягу, а также о том, что Мороз – зимняя ипостась Велеса. Велесу в период с 25 декабря по 6 января посвящали пение, хороводы и пляски ряженных, одетых в шубы с вывернутым наверх мехом и обвешанных коровьими бубенцами.
Самое злое и темное время года в стародавние времена называлось именем злого духа, приносящего смерть, – Карачуна. Небесным помощником людей в борьбе с Карачуном был Сварожич (сын бога-кузнеца Сварога), считавшийся покровителем домашнего очага, семейного тепла и уюта. Своими обрядами и играми русские люди помогали Солнцу возродиться к новому лету (см. «Славянская мифология. Энциклопедический словарь», «Славянские древности. Этнолингвистический словарь», «Словарь славянской мифологии» и др.).
Считается, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два понятия – Мороз и Дед, каждое из которых имеет свое значение и происхождение. Дед, деды – так славяне называли своих прародителей, духов предков, которых необходимо было поминать и «кормить». Им подносили пищу, приглашая в дом или выставляя еду за окно, за что они сохраняли благополучие рода, здоровье и достаток хозяина дома и его семьи.
Как проходил ритуал «кормления» Мороза, напрямую связанный с культом почитания предков, вы узнаете из книг: «Круглый год: русский земледельческий календарь»; «Жили-были... Русская обрядовая поэзия»; Г. А. Айдашева «Русские обряды. Зима». Накануне Рождества хозяин дома, высунувшись из окна, предлагал Морозу кутью или киселя: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть. Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Такими призывами стремились умилостивить Мороз, чтобы он не побил ни яровых, ни льна, ни конопли, ни овса. (Между прочим, весной, чтобы не было заморозков, Мороза тоже задабривали: 22 марта пекли сорок шариков-колобков из теста и каждое утро выбрасывали по одному из окна. Возможно, сказка «Колобок» отражает этот обычай.)
Как персонаж сказочного фольклора и литературы Мороз имеет множестве образов и вариантов имен: Морозко, Мороз Иванович, Мороз – красный нос, Мороз-воевода... Он и хозяин зимнего леса и снежного царства, строящий дворцы изо льда, украшающий мир алмазами и жемчугом; и богатырь-кузнец, сковывающий воду «железными» морозами-калинниками (по народной этимологии восходит к слову «калить»). Одет Мороз в теплую шубу и держит в руке ледяной посох. Самым главным атрибутом в образе Деда Мороза является большая белая борода, в которой заключена мудрость и чудодейственная сила. Мороз может сбить с дороги, запорошить снегом, заморозить до смерти, а может и сказочно наградить («Народные русские сказки» из сборника А. Н. Афанасьева; «Фольклор народов России»; В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»; М. Л. Михайлов «Два Мороза»; А. Н. Островский «Снегурочка»; Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» и др.).
Так народный Мороз, пришедший из глубины веков как природное и атмосферное явление, обогащенный литературными традициями, превратился в ХХ веке в «елочного» персонажа, главным делом которого становится установление хорошей зимней погоды и сотворение праздничного волшебства.
Но, прежде чем окончательно превратиться в доброго «деда», одаривающего всех подарками, Деду Морозу в нашей стране еще пришлось немало «потрудиться». В середине 1920-х годов в СССР началась борьба с праздниками Рождества и Нового года, а Дед Мороз стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов». В 1935 году «обличения» Деда Мороза прекратились, и он вернулся к людям вместе с узаконенным новогодним праздником. Во время Великой Отечественной войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды в новогодних открытках. Его изображали воином, изгоняющим фашистов, – в буденовке поверх меховой шапки или в тельняшке, которая виднелась из-под шубы, с автоматом наперевес, а в его мешке с подарками были танки, самолеты, артиллерийские орудия (Е. В. Душечкина «Мифологические персонажи праздника ёлки. Дед Мороз»).