В 2019 г. мы отмечаем 75-ю годовщину окончания ленинградской блокады – одного из самых трагических событий XX века, памяти которого нет срока давности, о котором мы говорили и будем говорить, независимо от круглых дат. Каждый год появляются новые исторические исследования, публикуются вновь открытые документы из государственных и семейных архивов, выходят в свет издания воспоминаний и чудом сохранившихся дневников. И каждая из этих публикаций – еще один штрих к воссозданию картины жизни блокадного Ленинграда – мемориального полотна-памятника героическому городу.
Названием выставки стали слова Анны Ахматовой, которая застала первые недели блокады с ее голодом, бомбежками и обстрелами (позднее Анна Андреевна писала: «И этот скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки, навсегда слился для меня с мыслью о войне как о величайшем бедствии, которое может постичь человечество»), а экспозицию в целом мы посвятили поэтам, писателям, артистам, в чьих судьбах навсегда остался блокадный Ленинград.
Все 900 дней блокады провела в Ленинграде певица Галина Вишневская – к началу войны ей было 15 лет; а вот юной ленинградке Елене Образцовой – всего два года. К началу блокады еще не исполнилось трех лет будущей актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной; шесть с половиной лет было Алисе Фрейндлих; 17 лет – будущей актрисе и диктору Валентине Леонтьевой. В числе других юных блокадников – известные артисты Леонид Харитонов, Лариса Лужина, Кира Крейлис-Петрова, художник Илья Глазунов, композитор Илья Резник...
Среди изданий, представленных на выставке, немало дневниковых записей, чья ценность возрастает с каждым годом. Писатель Леонид Пантелеев в предисловии к своим воспоминаниям «В осажденном городе. (Из записных книжек 1941–1944 гг.)» замечает: «Эти записи я вел с начала Великой Отечественной войны до середины июля 1942 года, когда А. А. Фадеев вывез меня, полуживого, на самолете в Москву. Приходилось мне бывать в Ленинграде и позже, в частности в незабываемые январские дни 1944 года. В результате у меня скопилось довольно много материалов, только очень незначительная часть которых печаталась в годы войны – да и то главным образом не у нас, а за границей, в прессе тех стран, которые были тогда нашими союзниками. Для иностранцев все это было – беллетристика, лирика, экзотика войны. Для нас это было кровью наших близких и пеплом наших жилищ. Неудивительно, что наши газеты и журналы неохотно печатали тогда подобные материалы...».
Свидетельства писателей, очевидцев блокады, – это рассказ о том, как люди пытались выжить в осажденном городе, какие страдания они испытывали. Эти подробности могут ошеломить своей жестокостью, но не говорить о них нельзя – только тогда мы сможем понять, что значило оставаться в те годы человеком, оказывать помощь другим, делясь куском хлеба в «смертное время». На выставке представлены книга Веры Инбер «Страницы дней перебирая...», включающая дневники военных лет; поэма Ольги Берггольц «Февральский дневник», созданная в 1942 г. в осажденном городе; мемуары «И вблизи, и вдали» поэта Александра Городницкого, пережившего самую страшную и холодную зиму в блокадном Ленинграде. В «Ежегоднике Рукописного отдела Пушкинского дома на 2014 г. Блокадные дневники», наряду с другими, впервые публикуются дневники писателей Е. А. Борониной, И. А. Гриневской, А. П. Крайского и И. Ф. Кратта, которые являются значимыми источниками их биографий, по-новому раскрывают положение ленинградской писательской организации в военные годы.