Выбор героини встречи как нельзя лучше подошел к самому празднику – Дню российского студента. Татьяну Вячеславовну любит и ценит не одно поколение студентов филфака УдГУ, а ее стаж вузовского преподавателя перевалил уже за три десятка лет. Поддержать своего педагога пришли и нынешние, и бывшие студенты, а также коллеги-преподаватели, друзья, все, кто знает Татьяну Вячеславовну как интересного лектора и глубокого автора, чьи научные интересы касаются не только классической литературы, но и театра, кино, живописи.
Татьяна Вячеславовна не в первый раз принимает участие в мероприятиях Национальной библиотеки УР – она всегда идет навстречу, откликаясь на наши просьбы выступить на открытии выставки, стать членом жюри конкурса, провести презентацию книги, прочесть лекцию. Но вот формат диалоговой творческой встречи, по ее признанию, для нее в новинку. Интервьюером выступила бывшая студентка Татьяны Вячеславовны, гл. библиотекарь отдела культурно-просветительских программ и проектов Марина Рябушенко.
В формате пост-релиза невозможно исчерпывающе передать содержание двухчасовой встречи, которая захватила всех присутствующих в зале, поэтому приведем некоторые ее моменты тезисно.
- Разговор с Татьяной накануне Татьяниного дня закономерно начался с вопроса об имени: кто так назвал, какие истории в жизни связаны с этим именем. Как оказалось, своим именем Татьяна Вячеславовна долго была недовольна («никакой экзотики!»). В те годы оно было популярным, и Татьян в школьном и классном окружении всегда было много, поэтому в результате всех называли только по фамилии.
- Часть детства нашей героини прошла в военном городке в Казахстане, где практически не было детских книг. Раннюю тягу к чтению пришлось удовлетворять букварем, первую страницу которого – в соответствии с веяниями времени – украшал профиль вождя революции. Так родилась семейная легенда, что первое слово, которое произнесла маленькая Таня, было «Ленин».
- Уже в Ижевске Таня стала завсегдатаем детской библиотеки им. Горького. Читала запоем и брала на дом столько книг, что библиотекари не верили в реальное прочтение и заставляли пересказывать краткое содержание. Необычно, что, кроме стандартного набора детской приключенческой литературы (Жюль Верн, Дефо, Киплинг...), наша героиня выбирала для чтения и совсем недетские книги. В десять лет были прочитаны «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Живые и мертвые» К. Симонова. На вопрос, что же сподвигло ее к чтению таких сложных вещей, Татьяна Вячеславовна ответила, что пыталась разобраться в мотивах героев, например молодогвардейцев, понять, что движет людьми, способными совершить подвиг, принять муки. А еще в пятом классе Таня прочитала «Анну Каренину». «До сих пор думаю, что то мое детское впечатление было самым верным», – вполне серьезно признается Татьяна Вячеславовна.
- В ижевской школе № 66 Татьяне очень повезло с учителем литературы. Светлана Васильевна Черашняя не ограничивалась программой, а знакомила своих учеников с так называемой «возвращенной литературой», ходила с ними в кино и театр, в ее кабинете стояло пианино и звучала музыка. Яркая личность учительницы и пример ее жизненной стратегии не могли не повлиять на выбор выпускников, многие из которых, как и Таня Зверева, предпочли филологическую стезю. «Я выбрала филологию даже не как профессию, а как определенный образ мыслей, как способ существования».
- Рассказала Татьяна Вячеславовна и о других людях, так или иначе повлиявших на ее жизнь, составивших своего рода круг духовного притяжения. Это профессор Стерлитамакского университета Валентин Айзикович Зарецкий, высоко оценивший первую научную публикацию тогда еще студентки Тани Зверевой («Может быть, вся моя филологическая карьера, каждая написанная книга – это постоянная потребность оправдать то его высокое доверие, не уронить ту планку, которую я, может быть, случайно, поставила себе в юности»)... Это учителя-коллеги по Удмуртскому госуниверситету – Нелли Александровна Ремизова, Дора Израилевна Черашняя, Наталия Геннадьевна Медведева... Это удивительная Ирина Павловна Уварова, вдова писателя Юлия Даниэля, – искусствовед, критик, художник театра, кукольник... Это поэт Светлана Васильевна Кекова: Татьяна Вячеславовна не только исследует ее творчество, но и ведет с ней активный диалог, поддерживая личную связь...
- Одним из научных интересов Татьяны Вячеславовны является русская литература XVIII века. На вопрос ведущего: откуда взялся этот интерес, если первоначально предметом ее научной рефлексии было творчество Ф. М. Достоевского, – она ответила, что в литературе и в жизни вообще ее всегда интересовало единство формы и содержания, а XVIII век являет собой образец такого единства. Кроме того, на определенном жизненном этапе обращение к этой эпохе стало своего рода «спасением» от хаоса повседневной бытовой жизни, а жесткая структурированность, присущая литературе этого периода, помогала обрести определенную четкость, целостность. «Вообще говоря, XVIII век – удивительное время, о котором мы непростительно мало знаем. Это век, когда в России происходили вещи, никогда до и никогда после в ней не происходившие. Когда фактически в одиночку люди создавали целые отечественные институты – академическую науку (Ломоносов), театр (Сумароков), историю (Карамзин)... Это время, когда в Европе менялось представление о русских и их уже не считали варварами».
- Продолжая разговор о литературе и отвечая на вопрос: есть ли в истории русской литературы сложные для нее темы или персоны, – Татьяна Вячеславовна призналась, что, например, когда она начала читать студентам начало XIX в., ей казалось сложным говорить о Пушкине. А вообще – по ее словам – сложность преподавания состоит в том, что никогда не знаешь заранее, получится ли выйти на диалог с очередной группой студентов. Будет ли это одностороннее общение или удастся поймать «общую волну» и говорить с аудиторией на одном языке. На вопрос, чем удивляют ее нынешние студенты, Татьяна Вячеславовна ответила, что ее всегда восхищает их творческое начало. «Видимо, это свойство поколения – каждый находит себя в каком‑то дополнительном творческом увлечении. Мне кажется, во времена моего студенчества такого не было». Не меньше удивляют ее и собственные дети, которые, казалось бы, воспитывались одинаково, а получились совершенно разными, выбрали совершенно иную (вопреки ожидаемой) дорогу в жизни и чего‑то сами теперь добиваются.
- Одним из профессиональных интересов Татьяны Вячеславовны является театр (у нее есть сборник статей на эту тему – «“Повторность отраженья”: размышления о литературе и театре», 2014), хотя сама она называет театр своим главным хобби: «Это удовольствие, а не профессия». Не деля театр на столичный и провинциальный, она считает, что главное в нем – это совершающееся на сцене чудо, которое может произойти независимо от того, кто на сцене – известные актеры или любители, кто поставил спектакль – маститый режиссер или самоучка.
- На вопрос, как она отдыхает, Татьяна Вячеславовна ответила, что лучшим отдыхом считает путешествия. Правда, путешествовать предпочитает в одиночку или с небольшой компанией близких людей, подчиняясь только своим ритмам и желаниям и проводя больше времени на природе, чем в классических турпоездках. Еще один вид отдыха – это прогулки с собакой и общение с «себе подобными», т. е. владельцами собак. «Собачника можно узнать издалека, и не только по одежке, – смеется Татьяна Вячеславовна. – Все собачники, по‑моему, уникальные люди, готовые прийти к тебе на помощь в любое время дня и ночи».
В течение всего разговора вспоминались книги – те, которые были прочитаны в разное время, которые читаются сейчас – и не только из разряда профессионального чтения, но и «на отдохнуть» – например, детективы. В зале была представлена выставка «Ступеньки к себе» – ее составили книги, названные Татьяной Вячеславовной в ряду любимых в разное время (от приключенческой литературы и русской классики до современной поэзии), и научные труды самой героини встречи.
В финале ведущая предложила Татьяне Вячеславовне кратко сформулировать основные принципы своей жизни (по аналогии с проектом библиотеки «Ключевые слова»). Ответ вызвал общие аплодисменты: «Форма, целостность, вера».