Ее первое выступление состоялось на пленарной сессии форума «Детская книга: от автора к читателю», который проходил в г. Воткинске в Музее-усадьбе П. И. Чайковского.
21 мая творческие встречи с писательницей прошли в Национальной библиотеке УР и в ДК «Современник» с. Июльское Воткинского района.
На ижевской встрече Светлана Васильевна рассказала о своей творческой биографии, поделилась собственным опытом вхождения в литературное сообщество, познакомила со своими книгами, а также открыла несколько писательских секретов: как начинающему автору взаимодействовать с издательским миром, где искать возможность напечататься, как участвовать в различных литературных конкурсах.
К писательству, по словам Светланы Волковой, ее привело детское увлечение сочинять альтернативные концовки и продолжения к прочитанным книгам. Сейчас такая практика называется «фанфикшн». Постепенно начала сочинять свои истории и однажды, опубликовав рассказ, получила неожиданное предложение сделать из него роман. Так получилась первая книга – «Подсказок больше нет», вышедшая в серии «Школа».
«Оказалось, что писать роман – это очень сложно, он требует “длинного дыхания”, и для этого мне пришлось пойти на литературные курсы», – призналась Светлана.
Вторая ее книга – «Джентльмены и снеговики», принесшая премию им. С. Михалкова, тоже сложилась не сразу. «Это по сути сборник небольших повестей и рассказов, где история нашей страны периода 1940–1980‑х гг. увидена глазами ребенка. Это истории из детства наших мам, пап, бабушек и дедушек. Я не писала книгу с целью стать известной или получить награду. Я даже не писала ее специально для детей. Это просто истории, рассказанные мной для узкого круга близких, но оказалось, что они интересны многим».
Раскрыла Светлана Волкова и несколько своих профессиональных секретов: как она «ловит» вдохновение, как работает с материалом к каждой книге, когда ее посещают особенно интересные идеи. Она также дала несколько советов начинающим авторам.
- Придумать себе ритуал для вдохновения или завести специальный «волшебный» предмет и пользоваться им при написании текста. (Когда она сама писала повести о советском детстве, то вдохновлялась ароматом духов «Красная Москва».)
- Не ждать вдохновения, когда пишешь прозу, а садиться за бумагу/компьютер и начинать хотя бы с чирканья по листу или набора первого, что приходит в голову. За этим может потянуться текст.
- Учить «матчасть», то есть по максимуму изучать тему, о которой хочешь писать, – читать книги, консультироваться со специалистами. (В качестве примера Светлана рассказала, как писала свой второй роман – «Голова рукотворная», посвященный теме фобий. «Я прочитала огромное количество и популярных, и чисто медицинских книг по психологии и психиатрии, побывала в психиатрической лечебнице, познакомилась с врачами и некоторыми пациентами, чтобы как можно достовернее передать и ощущения человека, который страдает фобией, и опыт врачебной работы с такими людьми».)
- Записывать идеи, которые приходят в голову, сценки, диалоги, синопсисы – они могут стать основой будущего текста. («Мне часто приходят идеи, например, во время велосипедных прогулок, – призналась писательница, – и я их фиксирую. Какие-то из них развертываются потом в рассказ или повесть, а какие-то пока так и остаются “в зародыше”. Еще меня очень вдохновляют поездки и встречи с людьми. Вот вернусь из Удмуртии домой и что-нибудь обязательно напишу».)
Рассказала Светлана Волкова и о своем опыте сценариста – она работала в нескольких сериальных проектах, о работе переводчика: как выпускница филологического факультета СПбГУ (романо-германское направление) она владеет несколькими европейскими языками. «Поскольку у меня есть итальянские корни, я еще немного говорю на итальянском. Когда-то учила испанский и шведский, пробовала финский, но он мне не покорился», – так ответила Светлана на вопрос, сколько же всего языков она знает.
Встреча в с. Июльском прошла не менее насыщенно. С первых же минут Светлана Васильевна завладела вниманием юных слушателей, рассказав, что она писала сценарии для нескольких серий популярных мультсериалов «Сказочный патруль» и «Кошечки-собачки». С интересом ученики Июльской школы узнали, как создаются герои мультфильмов. «Когда я придумываю персонажа, я стараюсь предусмотреть буквально всё – не только как его зовут и как он выглядит, но и какую одежду носит, какие у него есть привычки, как он разговаривает... В общем, множество мелочей. Это помогает сделать героя более интересным, реальным».
Участники встречи вместе с лектором придумывали разные способы стимулировать творческий процесс: например, пойти на прогулку, а потом записать свои впечатления или каждый день выкладывать маленькие посты в соцсетях, из которых потом может сформироваться привычка писать. «Еще очень помогает физическая работа. Вот я, например, когда хочу получить заряд вдохновения, берусь за уборку», – призналась Светлана.
В конце каждой из встреч Светлана Васильевна дарила библиотекам свою последнюю, вышедшую в этом году книгу «В Петропавловске-Камчатском полночь» и советовала обязательно прочитать ее всем мальчишкам.