Книжная выставка «Утча, чакла, эскере...»: к юбилею поэта и драматурга Петра Захарова

До конца января в Центре национальной и краеведческой литературы и библиографии (ул. Удмуртская, 264) работает книжная выставка «Утча, чакла, эскере...» («Ищет, наблюдает, экспериментирует...»), приуроченная к юбилею председателя Союза писателей УР, поэта и драматурга Петра Захарова.

Петр Михайлович Захаров (род. 26 января 1961 г. в д. Старая Кня-Юмья Кукморского района Татарстана) – лауреат литературных премий имени Владимира Романова, эстонского общества «Фенно-угрия», Правительства УР.

 

В 1990 г. по приглашению правления Союза писателей УР стал редактором отдела прозы молодежного журнала «Инвожо», с 1999 г. – главным редактором журнала, на базе которого по инициативе П. Захарова создано одноименное издательство, ежегодно выпускающее до тридцати наименований книг на удмуртском и русском языках. С 2014 г. – председатель Союза писателей Удмуртской Республики.

 

П. М. Захаров – один из зачинателей нового направления в удмуртской литературе – этнофутуризма, основатель и президент Удмуртского ПЕН-клуба; его имя внесено в энциклопедии и справочники, а творчество входит в программу школьного обучения. Много лет Петр Михайлович работает с литературно одаренными удмуртскими детьми в летнем лагере «Шундыкар».

 

Первые стихи Петра Захарова были напечатаны в журнале «Молот» в 1986 г. Сегодня поэзия автора переведена на финский, венгерский, эстонский, карельский, коми, марийский, английский, французский и другие языки. На выставке представлены издания, включающие поэтические произведения П. Захарова на удмуртском языке и в различных переводах:

  • коллективные поэтические сборники – «Инӟарекъян» (1991); «Одӥг пол гинэ...» (1992); альманах писателей Югры «Эринтур» (Екатеринбург, 2004, пер. В. Емельянова); «Азвесь лодка = Hõbepaat» (Таллинн, 2005); «Neiu ja karu» (Тарту, 2005); «Kuum ӧӧ» (Таллинн, 2006); «Varsti on jälle kevad» (Таллин, 2012);
  • книги и антологии – «Удмурты» (М., 2005, пер. В. Емельянова), «Зарни дэремен шунды» (2006), «Туала удмурт поэзия» (2019), «Туала удмурт нылпи литература» (2020);
  • авторские книги стихов – «Вож выж» (2001), «Kolmanda silma avanemine» (Таллинн, 2006, пер. на эстонский язык), «Карас» (2010).

 

Литературовед А. С. Зуева-Измайлова отмечает: «Главные особенности <...> художественной системы [П. Захарова] – соединение реальности и фантастичности, игра воображения, эксцентрика; двуплановость повествования; игра созвучий, слов и смыслов <...> поэт сдвигает привычные границы понятий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Материалом для творчества становятся не столько реальная действительность, сколько сами произведения искусства, в первую очередь классического...» (Зуева-Измайлова А. С. Архетип Мирового Древа // Инвожо. 2009. № 5/6.).

 

По мнению исследователя Л. Бусыгиной, в поэтических произведениях Петра Захарова «звуковая игра и художественная этимология наполняют на первый взгляд как бы бессмысленные звукообразы смыслом. В них <...> обозначаются новые подходы к осмыслению природы человека, смысла его жизни, вечных философских проблем бытия (добра и зла, жизни и смерти)» (Бусыгина Л. Традиции и новаторство в творчестве поэтов начала XXI века // Италмас. 2011. № 1).

 

Поэтическая модель мира Петра Захарова и ее визуальные основы, имеющие генетическую сопряженность как с удмуртской традиционной культурой (фольклор, мифология), так и с многочисленными гуманитарными процессами в истории культуры конца XX столетия, рассматриваются в представленной на выставке монографии удмуртского поэта и литературоведа А. А. Арзамазова «Феномен визуального в современной удмуртской поэзии (опыт анализа творчества П. М. Захарова)» (2010).

 

Некоторые стихи П. Захарова стали популярными эстрадными песнями («Мон кошкисько ӧсме ворсатэк», «Кема витем яратонэ»...), музыку к которым писали Геннадий Бекманов, Сергей Красин, Николай Постников, Надежда Уткина и другие композиторы (см. в изданиях: «Малпасько тонэ», 2010; «Песней отзывается Удмуртия», 2003).

 

Писатель занимается переводом на удмуртский язык с русского, эстонского, итальянского, японского и других языков произведений классиков и молодых авторов. Им составлена антология «Француз поэзия удмурт кылын» (2008).

 

Петр Захаров известен и как драматург. В 1993 г. в Государственном национальном театре УР была поставлена его эпическая трагедия в стихах «Эбга». Через год спектакль был показан на Международном фестивале финно-угорских театров в Финляндии и вызвал большой интерес финских зрителей и искусствоведов. (Трагедия вышла отдельной книгой в 2000 г. – ее издание также доступно на выставке.) Литературовед Л. П. Федорова в своей статье «Трагедия П. Захарова “Эбга”: жанровая специфика» отмечает, что «это новый виток в развитии трагического жанра в удмуртской литературе, удачный опыт использования в жанре трагедии народных преданий, их философское осмысление на рубеже нового столетия» (см. в сб. материалов VI Российской университетско-академической научно-практической конференции. [Ижевск, 2003]).

 

В 2003 г. Национальным театром УР была поставлена пьеса П. Захарова «Выль Кен», в 2005 г. Сарапульским драматическим театром – сказка «Италмас – душа-девица». В 2009 г. отдельным изданием вышла драма «“Гондыр сюан”, яке “Шимес уйвöт”». В сборник пьес финно-угорских драматургов России «Венок родной земли» (Сыктывкар, 2008) включена пьеса-сказка П. Захарова по мотивам удмуртского фольклора «Как Лопшо Педунь рыжим стал», за которую в 2014 г. автор был удостоен литературной премии Правительства УР. «Пьесы <...> Петра Захарова, как и его стихотворения, являются синтезом самых разных “культурных голосов”, “человеческих темпераментов”: их персонажи, проживающие свои сложные, “лабиринтные” жизни, то играют в “театр абсурда”, то в максимально реалистичную действительность» (Петр Захаров // Венок родной земли. Сыктывкар, 2008. С. 386.).

Опубликовано: 15.01.21. Прочитано 2123 раз Последнее изменение 06.07.23

Материалы по теме

<>
16.05.25

«Народный художник деревни Верхний Люк»: к 80‑летию Игоря Безносова

14 мая очередное заседание клуба «Край удмуртский» Национальной библиотеки УР было посвящено 80‑летию со дня рождения художника, графика, монументалиста, заслуженного деятеля искусств УР Игоря Александровича Безносова (9 мая 1945 – 21 октября 2012).

08.07.25

«Я не страшусь, что кончусь – пусть!»: к 95-летию со дня рождения Олега Поскребышева

10 июля исполняется 95 лет со дня рождения Олега Алексеевича Поскребышева (1930–2007), поэта и прозаика, публициста, переводчика, народного поэта Удмуртии.

12.06.25

Просветительский лекторий. К 125-летию Антуана де Сент-Экзюпери

17 июня в 19.00 просветительский лекторий «Писатели – юбиляры года» приглашает на лекцию «Мир взрослых и мир детей в творчестве Антуана де Сент‑Экзюпери», которую прочтет постоянный ведущий цикла – канд. филол. наук, доц. каф. теории языка, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы УдГУ Александр Иванович Лаврентьев.

13.05.25

Просветительский лекторий. К 185-летию Альфонса Доде

15 мая в 19.00 просветительский лекторий «Писатели – юбиляры года» приглашает на лекцию «Тема провинции и провинциала в творчестве Альфонса Доде», которую прочтет постоянный ведущий цикла – канд. филол. наук, доц. каф. теории языка, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы УдГУ Александр Иванович Лаврентьев.

12.05.25

Он родился в День Победы: к 80-летию художника И. Безносова

14 мая в 17.00 заседание клуба «Край удмуртский» Национальной библиотеки УР будет посвящено 80‑летию со дня рождения художника, засл. деятеля искусств УР И. А. Безносова.