«Прекрасный, тонкий художник слова, выдающийся стилист, неподражаемый мастер словесной живописи» (А. Кабаков), Бунин еще при жизни был признан «последним русским классиком», представителем уходящей дворянской культуры.
Иван Алексеевич родился 22 октября 1870 г. в семье обнищавших помещиков, принадлежавших к знатному роду, среди представителей которого были поэты А. П. Бунина, В. А. Жуковский. Рос в деревне. От матери и дворовых много, по его выражению, «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве связаны «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное. Подражая подпаскам, он и его сестра Маша ели «черный хлеб, редьку, шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», – писал Бунин в лирико-автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал, по собственному признанию, «божественное великолепие мира» – главный мотив всего его творчества (В. Н. Муромцева-Бунина «Жизнь Бунина, 1870–1906. Беседы с памятью»).
Всей своей сутью тяготевший к старой дворянской культуре, к ее веками устоявшимся традициям, писатель помимо своей воли оказался втянутым в круговорот бурных исторических процессов ХХ в., и более того – стал жертвой тех сил, которые вели острейшую политическую борьбу. Это обрекло писателя на самоизгнание. В романе-хронике В. В. Лаврова «Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953)» подробно повествуется о жизни Бунина за рубежом.
Но как и многие его соотечественники (А. Ремизов, И. Шмелев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин...), Бунин никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Необычайно чуткий к красоте природы, он везде и постоянно видел детали русского пейзажа, а реалии родной стихии были источником «особенно дорогих» его произведений. В книге д-ра филол. наук Л. А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество» – на фоне историко-литературного процесса – анализируются произведения писателя, созданные им в разные годы, в том числе в период эмиграции.
Бунина отличал глубокий интерес к творцам русской литературы, он жил в «постоянном восхищении» Толстым, любил Чехова, Лермонтова. В книге Т. М. Бонами «Творчество И. А. Бунина в контексте русской культуры» освещаются личные и творческие связи писателя с соотечественниками – выдающимися деятелями разных видов искусства. Так, одна из интереснейших страниц в истории русской культуры ХХ в. – взаимоотношения Бунина с Рахманиновым, с Шаляпиным.
«Бунин – большой русский писатель <...> и мне кажется, что любая памятка о нем, будь то серьезная, будь то пустяковая, необходима для будущего, и незачем обходить молчанием некоторые, хотя бы теневые стороны его жизни, разбавлять их розовой водицей и способствовать распространению “легенд”». Так уже на первых страницах определяет свою цель автор книги «Бунин в халате» – А. В. Бахрах – известный литературный критик русского зарубежья. В годы Второй мировой войны он скрывался на бунинской вилле «Жаннет» в Грассе. Книга, впервые вышедшая в России только в 2000 г., поможет лучше понять Бунина-человека и оценить масштаб личности Бунина-писателя – Нобелевского лауреата, получившего на родине в силу рокового хода истории только посмертное признание.
На страницах «Грасского дневника» писательница и последняя любовь Ивана Алексеевича – Галина Кузнецова запечатлела особенности художественной натуры Бунина, необычайно свежо и остро воспринимающего мир: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Всё мучает меня своей прелестью! <...> Я, например, всю жизнь отстранялся от любви к цветам. Чувствовал, что если поддамся, буду мучеником. Ведь я вот просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной, прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь всё равно не выразишь!». Дневники дают нам как бы «нового» Бунина, доносят отзвуки бушевавших в жизни Ивана Алексеевича страстей. (См. также: «Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма».)
Современные исследования свидетельствуют о том, насколько близок нам Бунин, насколько сохранилась связь времен и неизменен интересе к интеллектуально наполненной прозе и поэзии писателя. «Многогранность и неповторимость писательского таланта И. А. Бунина <...> привлекает к себе всё большее внимание как исследователей его творчества, так и широкий круг читателей», – говорится в рецензии на сборник «Иван Бунин и Общество любителей российской словесности». «Цель сборника – “показать читателям русскую литературу в прошлом, настоящем и через настоящее в будущем, в том числе и роль Общества любителей российской словесности, существовавшего при Московском университете с 1811 по 1930 г., в сохранении, становлении и развитии литературы”. В сборник включены материалы нескольких юбилейных заседаний ОЛРС, посвященных 135-летию со дня рождения И. А. Бунина. <...> Материалы, собранные в книге, представлены в четырех разделах, каждый из которых назван строками из стихотворений и статей И. А. Бунина и знаменует собой определенный этап как в жизни самого писателя, так и в изучении его творческого наследия».