С момента появления на свет новый член русской деревенской общины «вписывался» в систему ее обычаев и традиционных норм поведения. Набором определенных предписаний и обрядовых действий сопровождались как сами роды, так и первые месяцы жизни новорожденного. Об этом расскажут представленные на выставке сборники – «Семейные обряды и верования русских Заонежья» (автор – канд. ист. наук, этнограф ст. науч. сотр. Карельского науч. центра РАН Константин Кузьмич Логинов) и «От крестин и до поминок: обычаи, обряды, предания русского народа» (автор – канд. филол. наук Иван Алексеевич Панкеев).
Традициями были освящены и методы воспитания детей. Детские игры, игрушки, детский фольклор – все эти средства русской народной педагогики, которые закладывали основы эстетического, нравственного и патриотического чувств, – были направлены на формирование совершенной личности – трудолюбивого хлебопашца, охотника или скотовода, но главное – честного человека, почитающего свой род, свою землю.
«Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни было одним из главных положений русской народной педагогики», – пишет санкт-петербургский ученый-этнограф Изабелла Иосифовна Шангина в своей книге «Русские дети и их игры». Игра была для ребенка активным вхождением в реальную жизнь взрослых, приобщала его к традиции, вводила в народный обряд. Многие детские игры поражают сходством с реальными занятиями – охотой, жатвой, посевом льна и пр. Многократное воспроизведение и повторение в играх бытовых и обрядовых действий прививало ребенку, по мнению исследователя, «уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило правилам поведения».
Книга известного ученого Александра Власьевича Терещенко «Быт русского народа» была издана в сер. XIX в. и сразу же стала библиографической редкостью. На выставке экспонируется издание, в котором представлена часть этого этнографического труда, посвященная играм и забавам русского народа, в частности, детским народным играм.
Еще одним средством русской народной педагогики является фольклор. Составитель и автор вступительной статьи к сборнику «Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин» Виктор Ильич Калугин говорит о фольклоре как «основе основ воспитания детей», «универсальной педагогической системе, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приемов, а облекли их в художественную форму».
Фольклорное воспитание начиналось с поэзии пестования (колыбельные песни, пестушки, потешеки) и продолжалось сообразно возрасту и особенностям психологии ребенка многочисленными прибаутками, считалками, дразнилками, загадками, скороговорками, небылицами, словесными играми, сказками, песнями и, наконец, былинами и народными легендами (см.: «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре»).
Действенным средством воспитания являлась и народная крестьянская игрушка, которая сопровождала ребенка с самого рождения, развивала его физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, привлекающие внимание и успокаивающие, корректирующие первые детские движения (но и выполняющие изначально функцию оберега, при помощи шума и свиста отгоняя от ребенка злых духов). По мере того как ребенок подрастал, игрушки изменялись и усложнялись. Это были куклы (символ древнего представления о женщине-прародительнице), лошадки (конь считался слугой Солнца и приносил на землю его благодать), птицы-свистульки (предвещали приход весны) и мн. др. Обо всем этом можно узнать из представленных на выставке изданий: Г. Л. Дайн «Русская народная игрушка»; «Игрушечных дел мастера»; прекрасно иллюстрированные фотоальбомы «Русская игрушка», «Русские игрушечные кони», «Матрешка» и т. д.