Вглядываясь в прошлое, мы стараемся разглядеть в жизни предков то, что волнует нас и сегодня, в частности, – семейные традиции, трудовые навыки, нравственные устои.
Значение семьи в народе было необычайно высоко, что нашло отражение в русских пословицах и поговорках: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча». На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей народных традиций: здесь царил строгий порядок, обязанности были четко распределены между всеми членами семьи. Представленная на выставке иллюстрированная энциклопедия «Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре» знакомит с семейно-бытовым укладом русского народа в рамках представлений о «мужском» и «женском», раскрывает этнические стереотипы мужского и женского поведения, взаимоотношения полов, распределение хозяйственных занятий и ритуальных обязанностей, ролей в семейном быту и обществе.
Из книги вы сможете узнать, например, о том, что главой семьи был «большак» – старший мужчина в доме, который распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности и т. д. Женские работы ограничивались пространством внутри дома. Большуха – жена большака – распределяла продукты, работы по дому среди женской половины семьи, хранила семейные деньги, обучала младших невесток ведению домашнего хозяйства, воспитывала дочерей и готовила им приданое. Распределение ролей в семье между мужем и женой также отразилось в народных поговорках: «Всякий дом большаком прост, а горшок – большухой», «Бабья дорога от печи до порога», «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе», «От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки дымом».
«Семейное чувство», «семейное начало жизни» есть «нравственная стихия древнерусского быта» – считал русский археолог и историк Иван Егорович Забелин. Его книга «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», а также такие работы отечественных историков, как «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Николая Ивановича Костомарова, «Люди и нравы Древней Руси» Бориса Александровича Романова, помогут совершить путешествие в прошлое и увидеть жизнь русской семьи во всем многообразии и полноте.
Среди современных ученых, исследующих социокультурные аспекты пола, следует назвать историка и антрополога, основоположника исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке, д-ра ист. наук Наталью Львовну Пушкареву. На выставке представлены ее книги «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница» и «Частная жизнь русской женщины XVIII века». Обращаясь к летописным, фольклорным и церковно-учительным памятникам, автор раскрывает эволюцию социального, правового и семейного статуса русских женщин X–XVIII вв.
Русские деревенские женщины главными жизненными ценностями всегда определяли семью, детей, веру. Автор книги «Судьба русской крестьянки в XX веке: брак, семья быт» Любовь Николаевна Денисова отмечает, что деревня – это «образ жизни» для значительной части российских жителей и что с исчезновением русских деревень «навсегда исчезают памятники культуры – русское национальное, бесценное достояние. Без русских деревень с традиционной крестьянской культурой невозможно говорить о возрождении русского национального самосознания».