Тема семьи остается непреходящей во всех видах художественного творчества, в том числе в изобразительном искусстве. Метафоричное по своей природе, оно способно вместить в пространство одного полотна и эмоциональный рассказ, и повесть, и даже сагу. Тысячу слов может заменить одна выразительная деталь, и внимательный зритель сумеет «прочесть» ее и понять всю историю, которую захотел рассказать нам художник. Сегодня мы будем «читать» семейную историю.
- С чего начинается семья? Конечно, со свадьбы! А почему молодым кричат «горько»? Эту старинную традицию объясняют по‑разному. Например, так: молодые «подслащивали» и «очищали» своими поцелуями вино гостей, кричавших «горько» или «сорно вино». Или так: «горько» происходит от праславянского «гореть» – то есть «горько» означает «горячо». Горячи поцелуи – горяча любовь.
И. А. Безносов «Горько» (1967)
- «Семья без детей – что цветок без запаха». Подрастут дети и, может быть, пойдут по стопам родителей. Как тот мальчишка, что водрузил на голову цилиндр от парадного наряда своего именитого отца-оружейника. И станет семья династией – потому что уже висит на стене портрет деда-кафтанщика. Ласково поддерживают спеленутого малыша мать с отцом – тоже будет оружейником!
П. С. Семенов «Династия ижевских оружейников» (2010)
- Родительская нежность, размышления о жизни и ее непрекращающемся развитии – вот мотивы другой работы Петра Садофьевича Семенова – «На пашне. Год рождения 20‑й». Красноармеец и его жена склонились над маленьким сыном. Лица озарены светом. Сейчас они оставят на борозде ребенка и пойдут засевать свою землю – собственную, отвоеванную, выстраданную.
П. С. Семенов «На пашне. Год рождения 20-й» (1977)
- Юный художник уже нарисовал себя, и сестренку Грушу, и отца-солдата в каске с красной звездой. Не беда, что, не отрываясь от рисования, надо еще качать ногой люльку. Младшую сестренку, чтоб не баловалась, привяжем платком к ножке стола. А кошка и коза с козленком сами о себе позаботятся... Это воспоминания П. С. Семенова о своем военном крестьянском детстве.
П. С. Семенов «Из кизнерского детства» (2002)
- В народе говорят: «Нылпитэм кышно-картъёс – сиротаос» («Бездетные супруги – сироты»). А потому один из главных семейных праздников – «нуны сюан» – «свадьба младенца» – из всех удмуртских «свадеб» самая веселая. Пусть за окнами мороз и вьюга, в доме тепло и радостно: семья встречает своего нового члена подарками.
В. Н. Морозов «Нуны сюан» («На зубок») (иллюстрация к книге Б. Саушкина «Нуны сюан»)
- С гордостью идет молодой отец по родной деревне – впереди шагают его любимые женщины.
Р. К. Тагиров «Семья» (1969)
- «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Тем более если это крыша нового дома, где вы получили новую квартиру. Пусть даже на окраине города – как на картине П. С. Семенова «Новоселы», которую он писал по заказу Машзавода. Совсем рядом с новым микрорайоном, построенным для заводчан на улице Барышникова, находился небольшой водоем, куда жители близлежащих домов бегали купаться – всей семьей. Белые одуванчики, и воздух побелел от зноя – такой выдался жаркий июнь...
П. С. Семенов «Новоселы» (1971)
- «В своей семье всяк сам большой». А если тебе лет пять – тем более. «Я сам!» – говорит малыш, подражая взрослым. Если сестра взялась за уборку, чем я хуже – дайте и мне тряпку пол помыть! Хорошие помощники растут у мамы. (Об одной интересной детали на картине Дмитрия Владимировича Ходырева читайте в нашем библиотечном блоге публикацию «На стене висит картина – холст, обрáмленный в багет...».)
Д. В. Ходырев «Мамины помощники» (1955)
- Но дети вырастают и улетают из родного гнезда – молодых тянет новое и неизведанное. И не удержат их домашние стены, даже если остаются в них престарелые родители, отработавшие свой век и нуждающиеся в поддержке. О картине Петра Васильевича Ёлкина «Напутствие» искусствовед А. Поляк писала, что «это философское раздумье живописца о сложности выбора своего пути, о связи людей разных поколений». О связи ли? Может, о разрыве связей? Старик-отец бодрится, спина прямая, взгляд твердый. Мать обреченно сгорбилась, сложив на коленях натруженные руки. Сын не смотрит на родителей, поза напряженная, губы упрямо надуты: «Я еду, я решил...».
П. В. Ёлкин «Напутствие» (1978)
- «В семье согласно – так и дело идет прекрасно». А дел у крестьянской семьи много – и зимой, и летом. Знание деревенской жизни, крестьянского труда – вот что помогало Менсадыку Гариповичу Гарипову создавать в своих работах мир удмуртской деревни одновременно и с детальной точностью, и с поэтической образностью, и с большой долей фантазии и юмора. Иллюстрацией к сказке кажется его офорт «Ыж ӵышкон» («Стрижка овец»). «То, что для вас сказка, для меня было жизнью», – говорил художник.
М. Г. Гарипов «Ыж ӵышкон» («Стрижка овец»)
- Отец Менсадыка Гарипова был хорошим хозяином и умелым пчеловодом, мать – настоящей хранительницей семейного очага. Художник вспоминал, что родители работали много – их хлопоты по хозяйству начинались с рассветом и заканчивались затемно. Такими, сосредоточенно занятыми, и изобразил живописец их на картине «Вязание веников»: мать – Ямигу Николаевну и отца – Гарипа Нуритдиновича. Какая яркая цветовая гамма у этого полотна! То ли заходящее солнце заглядывает в дверь амбара, то ли это свет будущего банного жара и разгоряченных докрасна тел – вениками же не только скотину кормить...
М. Г. Гарипов «Веник керттон» («Вязание веников») (1987)
- А вот и сенокосная страда – праздник для души, дело для всей семьи. «Казмасские травы» – это живописный мир Василия Николаевича Морозова, созданный не только его воображением, но и любовью к родному краю. И каждый уголок этого мира напоминает окрестности деревни, где родился художник.
В. Н. Морозов «Казмасские травы» (1987)
- Еще один сенокос – пронзительно алый, в котором звенит сталь отбиваемой молотком косы. И вся семья в сборе, даже малыш в ныпъете за спиной матери. По неповторимому колориту картины сразу узнаешь работу Вячеслава Ильича Михайлова. Однажды художника спросили: где находится источник его вдохновения? «В воспоминаниях детства, – ответил он. – Я родился в трудное время, когда не хватало даже хлеба, но на одном детстве я построил всё свое творчество».
В. И. Михайлов «Родник. Июнь» (1998)
- «С большой сыновней благодарностью и любовью В. Михайлов отзывается о своей матери, простой удмуртской крестьянке, сумевшей поддержать в маленьком сыне интерес к рисованию. Она верила в его способности и несмотря на нелегкую жизнь благословила сына на учебу. Позднее, став уже профессиональным художником, В. Михайлов посвящает матери одну из своих работ – “Памяти матери. Трудное лето” (1987). Тревожны и неспокойны краски в этой картине, как жива и неспокойна память художника о близком человеке, перед которым он в вечном долгу» (Ю. Лобанов).
В. И. Михайлов «Памяти матери. Трудное лето» (1987)
- «В прилежном доме густо, а в ленивом пусто». «За общим столом и еда вкуснее». Это за буднями наступили праздники, которые веселее встречать в семейном кругу. Праздники в родной деревне с детства любил художник Семен Николаевич Виноградов. Очевидно поэтому его фигуративная живопись – это искусство превращать рядовые бытовые сюжеты, связанные с сельскими работами или приготовлением пищи, в праздник цвета и настоящее драматическое действо. Вот картина «Табани». Зимнее утро в большой и дружной крестьянской семье. Жарко горит огонь в печи, около которой суетится хозяйка. Она печет традиционное удмуртское угощение табани – вкусные, особенно с пылу‑жару. Завороженно на огонь смотрит мальчишка – не оторвать. А вот кошка – символ домашнего очага – не отрываясь наблюдает за сидящими за столом – может, угостят? Рассмотрите с тем же вниманием картину художника «Праздничный день в удмуртской избе» – что она расскажет вам?
С. Н. Виноградов «Табани» (1978)
С. Н. Виноградов «Праздничный день в удмуртской избе» (1960)
- Стихают праздники, проходят годы. Но не проходит настоящее чувство – то, что в горе и радости, в болезни и здравии. Супруги, прожившие вместе не один год, умеют понимают друг друга без слов. Достаточно лунного света, чтобы видеть выражение твоих глаз, не смущает тишина, потому что я слышу твои мысли... Исповедальной искренностью трогает работа П. В. Ёлкина «Раздумья. Автопортрет с женой».
П. В. Ёлкин «Раздумья. Автопортрет с женой» (1996)
- Душевным теплом и домашним уютом веет от картины Алексея Павловича Холмогорова «Родной дом». Он любил эту свою работу, на которой изображены его родители, сидящие у зимнего окна в деревенском интерьере – она всегда пробуждала в художника воспоминания о далеких годах детства и юности.
А. П. Холмогоров «Родной дом» (1977)
- Семейный портрет на память. На нем дорогие тебе люди останутся навсегда живыми, и на их лицах будут светиться улыбки. Вот после трудового дня семья собралась у вечерних распахнутых окон. В них виден сам завод, где работали деды, работают отцы и, возможно, будут работать дети и внуки. Это портрет династии на картине П. С. Семенова «Семья. Ижевские металлурги Обуховы» (1979). А вот групповой семейный портрет самого художника – «У зеркала» (1975). Пространство картины организовано так, что зеркало до невероятной четкости проясняет черты стоящих перед ним матери и сына, а уходящая вдаль перспектива комнаты дает возможность неспешно рассмотреть лица других членов семьи, замедляя расставание с ними – пока взгляд не утонет в неясной дымке еще одного отражения – рамы со старыми, полувыцветшими семейными фотографиями...