Тема еды в живописи поистине неисчерпаема – это постоянный объект творчества художников начиная с самых отдаленных веков и вплоть до современного Eat Art’а. В рамках локальной выставки невозможно охватить все ее смыслы и значения, периоды и жанры. Поэтому в нашей экспозиции представлены лишь избранные полотна известных отечественных художников XIX–XX вв., посвященные изображению пищи и бытовых сцен, с нею связанных.
«В большинстве национальных культур пища и трапеза адекватны социальным условиям, гастрономическим возможностям и пристрастиями. Они не только дают представление об исторических и социальных реалиях повседневной жизни, но и определяют эмоциональный диалог между художником и зрителем. <...> Метафоры, касающиеся продуктов питания, являются особенно выразительными в русском искусстве, так как не только в советской, но и российской истории еде всегда придавалось особое значение»*.
«Картины, отображающие обыденную, повседневную пищу появились <...> с ростом интереса к жизни простых людей, и представлены в искусстве А. Венецианова. В его картинах “Очищение свеклы” (1820) и “Девушка с бураком” (1824) свежие фрукты и овощи подчеркивают привлекательность и реалистичность крестьянской жизни. С середины XIX столетия изображение яств в живописи, например, в работах П. Федотова, приобрело новое значение: еда стала частью основного содержания картин, а также отражением особенностей бытия социальных слоев»*.
«В первые десятилетия ХХ века интерес к проблеме питания как к объекту искусства возрос, однако принял другое значение и был продиктован новым, иным мировоззрением молодых художников-авангардистов <...> Это течение отвергало повествовательные формы художников-передвижников и провозглашало совершенно новую концепцию эстетического восприятия окружающей действительности. <...> ...изображение еды и трапезы стало своего рода экспериментом. Натюрморты И. Машкова и П. Кончаловского со свежими фруктами, свежеиспеченным хлебом и бокалами пенящегося вина следует считать своеобразным гимном радости существования. Однако во время революции и в постреволюционный период их работы явились отражением конфликтов и трудностей новой эпохи. Простота натюрморта К. Петрова-Водкина “Селедка” (1918) и картины Д. Штеренберга “Аниська” (1918) передают превратности жизни начала советского периода лучше, чем любое литературное произведение того времени. Засохшая сельдь на газете или огромной тарелке, ломоть черствого хлеба, несколько картофелин, а иногда и кувшин молока – реальный рацион простых людей, сменивший на картинах некогда былое изобилие»*.
Иллюстрируя прослеживаемую эволюцию, мы представляем на нашей выставке открытки и страницы из художественных альбомов с репродукциями таких картин, как «Завтрак аристократа» и «Свежий кавалер» Павла Федотова; «Купчиха за чаем» и «Московский трактир» Бориса Кустодиева; «Кутеж пяти князей» Нико Пиросмани; «Ужин» Льва Бакста; «За завтраком», «Крестьяне», «Жатва» Зинаиды Серебряковой; «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина и др.
Более расширенную информацию по теме можно почерпнуть из следующих изданий:
- Русская жанровая живопись XIX – начала XX века / под общ. ред. Т. Н. Гориной ; Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. М. : Искусство, 1964.
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта : К проблеме прочтения символа. М. : Наука, 1997.
- Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего времени : сб. ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. М. : Наука, 1983 – и т. д.
_____________