Экспозицию составили материалы республиканской печати, книжные иллюстрации, поэтические сборники, сценарии праздников и др. Выставку украшает Рождественский вертеп, а также тематические панно, созданные сотрудниками библиотеки.
Ряд изданий и публикаций, представленных на выставке, рассказывают о том, как элементы христианской традиции входили в систему календарных обрядов удмуртов. Цикл зимних праздников начинался в дни зимнего солнцестояния – Вожодыр (букв. «переходное время»). Вожодыр отмечали в период от Рождества (Ымусьтон, Толсур) до Крещения (Йӧ вылэ султон). В статье Алевтины Митрофановой «Новый год на старый лад» (Агропром Удмуртии. 2011. № 12) можно почитать об удмуртском обряде проводов старого и встречи нового года, узнать, что такое «святки по-удмуртски», кто такие «вожо», как проходили приготовления к Рождеству, какими блюдами угощали в эти дни, какие рождественские действа бытовали среди жителей удмуртских деревень.
Как и у русского населения в святки, любимым развлечением удмуртской молодежи в Вожодыр было ряжение («пӧртмаськон»), посиделки, гадание (Инвожо. 2005. № 11–12). Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, способствуют большому урожаю, поэтому хозяева встречали их радушно. Посиделки отличались увеселительным характером. Молодежь заранее готовилась к такому мероприятию, ведь здесь как нельзя лучше можно было продемонстрировать свои достоинства. Взрослое население к посиделкам молодежи также относилось одобрительно.
Одним из наиболее популярных развлечений в Вожодыр были и остаются всевозможные гадания. В статье Г. Н. Шушаковой «Вужзэ келяса, выльзэ пумитаса...» = «Провожая старый год, встречая новый...» (Инвожо. 2006. № 11–12) приводится несколько видов гаданий, записанных студентами во время фольклорных экспедиций в Алнашском районе Удмуртии и Кукморском районе Татарстана. Более подробно о зимнем цикле календарной обрядности удмуртов можно почитать в монографии Т. Г. Владыкиной и Г. А. Глуховой «Ар – Год – Берган. Обряды и праздники удмуртского календаря» (Ижевск, 2011), а замечательные рисунки-иллюстрации удмуртского художника Менсадыка Гарипова к книге «Айкай» (серия «Зарни крезь» = «Золотые гусли». Ижевск : Удмуртия, 1989) помогут живо представить себе сценки девичьих гаданий и забавы ряженых.
В Ижевском заводе Новый год и Рождество начали отмечать уже в конце XIX века. Первые елки появились в Генеральском доме, позже – в закрытом Офицерском собрании. В 1900-м году елку для детей рабочих установили под заводской башней. После службы в церкви начинались народные гуляния. Например, на ижевском пруду устраивали место для катания на коньках, украшенное елочками, там же играл духовой оркестр. Обо всём этом, а также о святках и гаданиях в «крещенский вечерок», о традиционных пельменях и рыбных пирогах, без которых не обходился ни один праздничный стол, рассказывает в статье «Веселое время – зима» краевед Сергей Жилин (Modus Vivendi: ваш образ жизни. 2007. № 4).
Суров был Новый 1919 год, второй после переворота 1917 года. Предлагались непростые решения для проведения любимых народом праздников Нового года, Рождества и Крещения. Об этом читайте в статье Евгения Ренёва «Ижевск. Девятнадцать девятнадцать» (Деловая репутация. 2019. № 1–2).
Рождественская поэзия представлена на нашей выставке в поэтических сборниках Владимира Лешукова «Звездные полати» (Ижевск, 2008) и Василия Глушкова «Ромашковый снег» (Ижевск, 2008). Также мы предлагаем тексты библейских сюжетов на удмуртском языке, адресованные детям. Работникам культуры и педагогам будут интересны сценарии для проведения новогодних праздников и рождественских встреч на удмуртском и русском языках, опубликованные в журналах «Кенеш» и «Вордскем кыл».