Необыкновенно интересны судьбы выбранной нами «пары»: красного – этого перво-цвета в истории человеческой цивилизации и черного, «одного из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой», который в определенные эпохи вообще не считался цветом.
«С точки зрения гуманитарных наук “красный цвет” – почти что плеоназм. Красный – архетипический цвет, первый цвет, который человек подчинил себе, научился изготавливать, воспроизводить и разделять на оттенки, сначала в живописи, затем в красильном деле. Это на долгие тысячелетия обеспечило ему первенство среди цветов. Это также объясняет, почему во многих языках одно и то же слово означает “красный”, “красивый” и “цветной”», – пишет французский историк-медиевист Мишель Пастуро в своей книге «Красный. История цвета» – четвертой по счету из его масштабной серии об истории цвета в западноевропейских обществах.
В предыдущей книге – «Черный. История цвета» – ученый «...предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина».
Амбивалентность смыслов и символики обоих цветов мы постарались отразить и в нашей выставке: основные цвета ее – красный и черный, основные желания – спросить, подискутировать, почитать.
В экспозицию включены следующие издания:
- два тома из собрания сочинений художника-авангардиста, основоположника супрематизма, педагога, теоретика искусства, философа Казимира Малевича – «Черный квадрат» и «Красный квадрат»;
- книги серии «Все краски мира»: «Красный» и «Черный/белый», авторы которых – Н. Матвеева, А. Мирковская и Е. Ананьева – рассматривают эти цвета во всех их проявлениях, качествах и способности влиять на организм;
- две книги трехтомной серии «Архитектура и ландшафты России», посвященной судьбе культурного наследия России в XX столетии. «Черная книга. Утраты» «...содержит описание тех сокровищ культурного прошлого России, которые потеряны навсегда, оставшись лишь на фотографических снимках, живописных полотнах и в памяти уходящего поколения россиян. <...> В списке разрушений последнего десятилетия перечислены сотни памятников истории и культуры, которые уничтожены пожарами, снесены по воле властей, безжалостно искажены “реконструкцией”». «Красная книга. Предостережение» «...посвящена тем памятникам культуры России, которым грозит опасность уничтожения. <...> Эта книга – тревожный сигнал о бедствии и призыв к спасению гибнущих художественных сокровищ нашей страны»;
- книга-альбом «Россия. 20-й век» – о визуальных кодах русской истории и культуре прошлого века, в которых немало и красно-черной палитры;
- нотный сборник русских революционных песен в обработке А. Г. Флярковского «За власть советов» и грамзапись песни группы «Алиса» «Красное на черном», а также альбом «Рок человека» – с фотографиями русских рок-музыкантов и цитатами из их выступлений.
Следующая, заключительная, выставка цикла «Магия цвета» будет посвящена синему цвету.