Директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина, открывая мероприятие, подчеркнула: «Мультисенсорная комната у нас открылась более трех лет назад и была подготовлена за счет средств региональной программы “Доступная среда” и гранта, полученного библиотекой от Фонда поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Но проходит время, всё меняется, появляется потребность в новом оборудовании. И благодаря проектной деятельности, которую ведет библиотека, появляется возможность улучшить условия для незрячих и слабовидящих детей, чтобы помочь им развиваться дальше».
Грант Гёте-Института был получен библиотекой в рамках международного конкурса библиотечных проектов. Как пояснила заместитель директора НБ УР Анна Леонидовна Семенова, в июле этого года она принимала участие в работе Международной летней школы для молодых специалистов библиотек, организованной Гёте-Институтом и Высшей школой средств массовой информации (факультет библиотечно-информационной деятельности) г. Штутгарта, на тему «Социально активные, инновационные, доступные для всех: библиотеки будущего вносят вклад в выполнение программы ООН на 2030 год». «Среди участников летней школы был объявлен конкурс проектов, которые должны были соответствовать 17 глобальным целям устойчивого развития, принятым ООН в 2015 году, – рассказала Анна Леонидовна. – Эти цели действуют до 2030 года, их приняли 193 страны, в том числе РФ.
Цели устойчивого развития касаются ликвидации нищеты, голода, защиты природы и мн. др., а также обеспечения равных прав на качественное образование, доступ к информационным ресурсам и т. п. И в этом направлении библиотеки незаменимы. В 2016 г. Аналитическим центром при Правительстве РФ был подготовлен доклад «Цели устойчивого развития ООН и Россия», в котором, в частности, говорится, что “для устойчивого развития роль реализации человеческого потенциала объективно еще более важна, нежели устойчивость планетарного экономического роста”. Именно в данном контексте был разработан проект мультисенсорной комнаты на базе Национальной библиотеки УР: его целью является снижение неравенства в получении информации, повышение доступности образования для слепых и слабовидящих детей».
Из общей суммы гранта на оборудование и модернизацию было затрачено 150 тысяч рублей. На эти средства были закуплены:
- ноутбук и принтер,
- многофункциональный игровой стол для развития у детей слуха, музыкальных способностей, мелкой моторики,
- световой стол для рисования песком (для стимуляции эффективного развития мелкой моторики, восприятия),
- зеркальный шар с мотором для релаксации и зрительной стимуляции,
- фиброоптическая занавесь на подвижном карнизе с интерактивным источником света (изделие направлено на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения),
- наборы приборов для письма по Брайлю,
- развивающие игры и пособия,
- методическая литература по коррекционной педагогике и тифлологии.
Как пояснила заведующая Региональным центром организации библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан НБ УР Марина Геннадьевна Подсекаева, планируется, что в модернизированной реабилитационно-развивающей мультисенсорной комнате за год будут проходить индивидуальные и групповые информационно-обучающие, коррекционные и реабилитационные занятия (в том числе обучение чтению и письму по системе Брайля) не менее 200 детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Уникальность комнаты – подчеркнула зав. сектором социокультурной реабилитации инвалидов, тифлопедагог Ирина Вячеславовна Шутова – состоит не столько в оборудовании, сколько в авторских программах, переработанных и актуализированных специалистами Центра с учетом новых технических возможностей. «Наш центр реализует комплексное целенаправленное обучение, и не только детей с нарушением зрения, но и их родителей (которых нужно обучать тому, как каждый день взаимодействовать с особыми детьми), студентов, педагогов, психологов. У нас накоплен огромный опыт и специальные методики, которые мы адаптируем под конкретного ребенка. И вся эта программа в рамках библиотечной деятельности предоставляется бесплатно, а наш Центр работает ежедневно с 10.00 до 20.00».
Далее для студентов 3 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ был организован интерактивный семинар, который проводился в виде группового коррекционно-развивающего занятия с учащимися класса охраны зрения ижевской средней школы № 53. Модернизация позволила сформировать несколько интерактивных зон в мультисенсорной комнате: зрительную, звуковую, тактильную, воздушную и др., и студентам были продемонстрированы методика и формы работы по использованию всех этих пространств.