На выставке были представлены публикации, посвященные наиболее известным и значимым произведениям И. А. Гончарова – романам «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» и циклу путевых очерков «Фрегат Паллада». Многие из поднимаемых в произведениях писателя тем актуальны и в наше время: появление людей «новой формации», отрицающих прежние ценности; конфликт «романтиков» и «прагматиков»; приоритет деловой активности и неприятие общественной пассивности; толерантное отношение к другим культурам. Этим проблемам посвящены исследования современных социологов и психологов, которые также представлены в разделах выставки.
Участники семинара получили рекомендации по использованию материалов книжной выставки для привлечения школьников к чтению произведений Гончаров, а также русской классики в целом. Особое внимание было уделено проблемам, актуальным для сегодняшней молодежи, их осмыслению в классических произведениях и современной художественной литературе.
Доцент кафедры теории и истории русской литературы Удмуртского государственного университета Елена Борисовна Шульга познакомила собравшихся с наиболее интересными научными публикациями, позволяющими актуализировать творчество писателя для школьников, рассказала о возможностях включения «внепрограммных» произведений И. А. Гончарова в учебную и внеклассную деятельность.
Руководитель Центра чтения Ирина Николаевна Курс представила обзор интернет-ресурсов о жизни и творчестве писателя в помощь преподавателям и учащимся, рассказала об инициативах российских библиотек в год юбилея И. А. Гончарова. Участники семинара получили анкету «Оглянись! У тебя есть знакомый Обломов?», подготовленную библиотекарями г. Батайска, которую с успехом можно использовать для популяризации творчества писателя среди школьников.
В заключение – в качестве еще одной из форм привлечения школьников к творчеству писателя – было рекомендовано организовать посещение спектакля «Обыкновенная история», поставленного студией «Творильня» естественно-гуманитарного лицея «Школа № 30» под руководством режиссера Владимира Аркадьевича Рубцова.
Самой высокой оценкой работы семинара можно считать высказывания его участников о возникшем желании перечитать произведения Гончарова, почитать их вместе с детьми, обсудить волнующие школьников проблемы, опираясь на творчество писателя.