«Поднебесная» (тянься) – так с древности именуется территория, на которую распространялась власть китайского императора. Страна с богатейшей и сложной историей, уникальными тысячелетними традициями, самобытной культурой, интереснейшим настоящим и будущим – Китай, несмотря на соседство, остается для нас одной из мировых загадок. Загадка завораживает, а интерес к Китаю растет год от года. Представленные в экспозиции книги дают возможность нашим читателям приблизиться к пониманию этой удивительной страны.
Выставку открывает раздел «КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА». В него вошли издания научного, справочного и энциклопедического характера. Подробные сведения о культуре и этнографии великой цивилизации, летопись которой насчитывает около пяти тысячелетий, содержит труд «Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение» (автор – архимандрит Русской православной церкви, востоковед и путешественник Н. Я. Бичурин (1777–1853), который по праву считается отцом русской синологии – науки об изучении Китая) и монография другого известного российского востоковеда-китаиста – И. С. Лисевича (1932–2000) «Мозаика древнекитайской культуры». Достижения отечественных историографов в области синологии нашли наиболее полное и систематическое отражение в десятитомной энциклопедии «История Китая с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией академика Российской академии наук С. Л. Тихвинского. Комментарии к китайской хронологии, краткие, но емкие очерки о древней культуре страны, которые вы найдете в книге известного на Западе китаиста И. Каменаровича «Классический Китай» (2006), помогут открыть загадочную древнекитайскую цивилизацию.
С древнейших времен большое значение в китайском обществе придавалось философским и этико-религиозным учениям. Основные из них – конфуцианство, даосизм и буддизм – неразрывно сплетены воедино в китайской духовной традиции. Приоткрыть завесу таинств этих учений помогут книги раздела «КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ: ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ». Это, во‑первых, беседы и суждения древнего мыслителя и философа Конфуция (учение которого, по словам философа конца XIX в. Кан Ювэя «безгранично, как само небо. Оно применимо в любую эпоху и в любом месте»), а также «И‑цзин: Книга перемен» – наиболее ранний из китайских философских текстов, имеющий славу истинного оракула и оказавший влияние на философию, политику и искусство Китая (издание 2006 г. с комментариями востоковеда, философа, переводчика Ю. К. Щуцкого (1897–1938). Подарочные издания из авторской серии китаеведа, переводчика Б. Б. Виногродского «Искусство управления миром» всесторонне и на лучших образцах древних китайских текстов (трактат Лао‑цзы, определивший специфику даосизма; Сунь‑Цзы и др.) знакомят читателей с вершинами китайской мудрости.
Характерной особенностью китайской культуры является частое использование «утонченной стратегии коммуникации и противоборства» (В. В. Малявин), которая дает возможность тем, кто ею владеет, получать преимущество, перехватывать инициативу и достигать цели. Познакомиться с классическими текстами из области китайской стратегии можно в книге «Тайный канон Китая» (2015), представляющей собой ценное практическое руководство не только для государственных служащих, военных и деловых людей, но и для всех, кто ценит восточную мудрость и хочет постичь тактические приемы достижения успеха.
Раздел экспозиции «КИТАЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ» предлагает познакомиться с некоторыми каноническими произведениями одной из древнейших литератур мира и взглянуть на творчество ее современных авторов.
В отличие от западноевропейской литературы, художественные тексты в Китае вплоть до XIX в. занимали второстепенное место относительно литературы этико-философской направленности. «Единственная функция литературы – это быть ответвлением конфуцианского канона», – писал литературовед V–VI вв. Лю Се. И потому литературная традиция в Китае необыкновенно богата памятниками, составляющими по существу конфуцианскую классику. Это упоминавшаяся уже И‑цзин (Книга перемен), Ши‑цзин (Книга песен), Шу‑цзин (Книга истории), Лицзи (Книга порядка) и др. Из так называемых «четырех классических романов» – величайших произведений XIV–XVIII вв. – в экспозиции представлены «Троецарствие» и «Сон в красном тереме», а также «последний классический роман», написанный в XIX в. Ли Жу‑чжэнем, – «Цветы в зеркале». Последнее произведение примечательно еще и тем, что соединило в себе черты всех оформившихся до него видов национальной прозы: исторической, приключенческой, сатирической.
Поэтическое наследие Китая представлено на выставке сборником «Ветви ивы: китайская классика» (2000) и антологией «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» (2007) – они охватывают период около трех тысяч лет и включают произведения разных жанров и авторов. С жизнеописанием одного из самых почитаемых в Китае поэтов – Ли Бо, известного как «бессмертный в поэзии», можно познакомиться в книге С. А. Торопцева из серии «Жизнь замечательных людей» (2014).
Современная китайская литература представлена в экспозиции произведениями ее основоположника – писателя-реалиста Лу Синя (нач. XX в.) и современных авторов: Чжан Юэжани, Чжоу Хаохуэя, Цзы Цзиньчэня, Янь Гэ, Май Цзя, Ай Вэя, Ши Динжоу – в оригинале и в переводах на русский язык. Особо выделим имя лауреата Нобелевской премии по литературе 2012 г., одного из наиболее плодовитых сегодняшних китайских писателей – Мо Яня: на выставке представлен его роман «Сорок одна хлопушка» (2021).
В разделе «ИСКУССТВО ПОДНЕБЕСНОЙ» вы найдете богато иллюстрированные альбомы и изоматериалы – это книги серии «Азбука китайского искусства» (2021), «Китайское искусство» (в 4 кн., 1995), путеводитель «Искусство Китая» (1980) и др. На примере шедевров классической живописи, каллиграфии, архитектуры, скульптуры, представленных в данных изданиях, можно проследить характерные черты классического художественного канона страны – такие как опора на традицию, философское восприятие природы с ее удивительной гармонией, видение глубинных основ бытия, осмысление жизненного пути человека, строгая упорядоченность и чистота форм и т. д.
Китай долгое время оставался «закрытым» и сумел сохранить свою самобытность до наших дней, поэтому путешествие в эту страну для многих стало одним из самых незабываемых. Издания раздела «КТО В КИТАЕ НЕ БЫВАЛ...» включают впечатления и взгляд на Поднебесную «со стороны» – как туристов и путешественников, так и самих китайцев: А. Н. Драгункин «Китай: правда и вымыслы» (2010); К. А. Кулик «Лаовай. Как Китай меняет людей и может ли иностранка стать “своей”» (2021); Ханне Чен «Эти поразительные китайцы» (2006) и др. В раздел вошли также путеводители и книги по страноведению, рассказывающие о достопримечательностях, туристических объектах, провинциях и городах Китая.
Выставку завершает раздел «УРОКИ КИТАЙСКОГО», который будет полезен всем изучающим китайский язык. Нельзя не отметить, что значение китайского языка в мире постоянно растет – сегодня он занимает вторую строчку в рейтинге самых распространенных языков: на нем говорит каждый пятый житель нашей планеты. Множится и число желающих изучать китайский как иностранный. В освоении лексики, иероглифики и грамматики китайского вам помогут учебники, учебные пособия, самоучители, а также словари и книги для чтения, выпущенные издательствами за последние несколько лет для всех уровней обучения – от начального до более продвинутого.
Приглашаем посетить выставку всех желающих.
Вход свободный.