Петр Садофьевич Семенов – народный художник УАССР (1970), заслуженный художник РСФСР (1983), лауреат Госпремии УАССР (1971). Родился в 1934 г. в д. Чупаево Татарской АССР. Окончил Казанское художественное училище (1955), Харьковский государственный художественный институт (1961). С 1961 г. преподавал на художественно-графическом факультете УГПИ (ныне Институт искусств и дизайна УдГУ); проф. кафедры рисунка (1992), почетный проф. УдГУ (2011).
В 1975 г. Петр Садофьевич побывал в творческой командировке в Индии. Сказочная природа и простые люди, их трудный быт, обычаи и взаимоотношения поразили живописца. Пересекая страну с севера на юг от Дели до Мадраса, он наблюдал изменяющуюся природу, характеры и типы людей. Художника впечатлили контрасты не только в природе и архитектуре, но и в жизни различных слоев общества. Во время поездки П. Семенов делал много быстрых зарисовок, писал кратковременные этюды, чтобы почувствовать характер цветовых отношений, их тональность, насыщенность. Результатом стала серия работ «По Индии», выполненная в гуаши. Листы серии разнообразны по тематике, композиционному решению и колориту. Здесь изображены труд, отдых и быт индийцев. Цветовой строй меняется в зависимости от сюжета – от сдержанно-серебристых красок («На реке Ганг», «Отдых») до декоративно-ярких («Вечер», «Выезд жениха»). Часть представленных в библиотеке работ экспонировалась на зональной выставке «Большая Волга» (Горький), выставке советских художников, посвященной Индии, в Доме дружбы с народами зарубежных стран (Москва).
Подробнее о поездке художника в Индию можно узнать из книги-альбома «Петр Садофьевич Семенов. Этюды о жизни, творчестве, и немного семейной хроники» (Ижевск : Удмуртия, 2016). А пока приведем интересный отрывок из его воспоминаний.
- Это путешествие, хотя оно было законным, с билетами на самолеты и автобусы, для меня оказалось приключенческим. Я чуть было не остался в Индии и не стал гражданином капиталистической страны. В последний вечер проживания в Индии, перед отлетом из Дели, нам разрешили пройтись по «старому» городу для прощания и дозакупки сувениров на оставшиеся рупи, доллары, йены. С самого начала путешествия по Индии индусы почему‑то стали признавать меня за японца. Я заметил, что людей с европейской внешностью, да еще если нет долларов, а только рубли, встречали весьма прохладно. Поэтому на вопрос ко мне: «Джяпан? Джяпан?» – я на ломаном английском отвечал: «Ес, ес!». А приодевшись в бело‑желтую рубашку, теннисный головной убор, кремовые шорты и черные очки, я стал чувствовать себя человеком из страны Восходящего солнца. Продавцы из индивидуальных торговых палаток, магазинов, вся обслуживающая братия в тюрбанах, тюбетейках и без них относились ко мне внимательней и дружелюбней, чем к другим членам нашей группы. Но когда понимали, что могу расплачиваться только рупиями, обиженно отворачивались.
<...> Я несколько увлекся прощанием с Индией и, когда с огромным веером из павлиньего хвоста вышел на остановку, автобуса там не обнаружил. <...> Я к полицейскому: «Куда делся автобус с русской группой экскурсантов?». Полицейский пояснил, что экскурсовод сказал, если появится русский, переодетый в японца, – ждать его не можем, пусть берет такси и срочно едет в гостиницу, иначе самолет улетит без него. Он будет считаться изменником Родины (остался в чудесной стране, но капиталистической, всё равно недружественной). Такси не проблема. Но куда ехать? Забыл название отеля! На слух, казалось, запомнил, но не записал. Помню, что‑то связано с моей новой, недавно полученной квартирой. Не могу вспомнить – и баста! Решил остановиться, успокоиться, встал около фонаря, напротив какого‑то магазина, который уже закрывали. Размышляю: «Семенов, думай, думай, что делать! В гостинице, где мы проживали, я рисовал портреты, зарабатывая на сувениры. Так что первое время можно будет прокормиться. Но семья – жена, трое детей, мать, что станет с ними?». Вдруг в освещенное окно магазина увидел продавца, подходившего к телефону, видимо, позвонить, чтобы сообщить о сдаче магазина под сигнализацию. Вот спасение! Телефон! В магазине должен быть телефонный справочник! Я кинулся к двери магазина, забарабанил в закрытую дверь с криком на ломаном японо-удмуртско-русско-английском языке: «Рашен артист! Ай рашен артист! Экскурсоводэн гроуп! Аутобус ноу! Отель! Телефон! Такси!». Дружелюбные «проклятые капиталисты-торгаши» поняли меня, открыли дверь, дали по моей просьбе «телефонен бук». Я быстро просмотрел названия отелей и нашел свой. Вот оно, современное слово, только входившее в обиход и планировку новых квартир – «Лоджия»!
С какими дальнейшими приключениями удалось художнику добраться до отеля, что случилось потом в посольстве и что выручило его на таможне – читайте в рекомендуемой нами книге.
_______________
В оформлении заставки использована работа П. Семенова «Женщины у моря».